Новгородское судно - дитя своего времени! Если посмотреть на карту того времени, когда появилось на свет новгородское судно, то видно, что оно достойно заняло своё место в истории развития кораблней и судов Древний Руси.
Удаленность от Балтийского моря делала его малоуязвимым со стороны агрессивно настроенных западных соседей - шведов и Ливонского ордена, а непроходимые леса и болота надежно оберегали город от татарской конницы, опустошавшей равнины Восточной и Южной Руси в XIII-XV веках. В то же время из Новгорода по рекам и озерам, через волоки можно было попасть на берега Балтийского, Белого, Черного и Каспийского морей. Это делало город одним из крупнейших торговых центров средневековой Европы: ведь реки для купцов и первопроходцев издревле считались удобнее и безопаснее сухопутных дорог. К тому же конные повозки не могли соперничать с судами по грузоподъемности, а перевозки посуху обходились намного дороже.
Известен исторический факт, когда Великий Новгород вышел из состава Киевской Руси (1136). Занимая выгодное географическое положение в бассейне озера Ильмень (см. карту), Великий Новгород умело использовал свои торговые пути.
По этим путям уже в XIII веке ходили прочные новгородские суда.
Ещё их называли новгородские бусы, ушкуи, шитики.
Эти парусные суда могли взять в свои трюмы до 6 - 6,5 тысячи пудов груза, то есть около 100 т. (по некоторым источникам - до 200 т. грузов).
Строили свои корабли новгородцы умело, используя топоры, долота, сверла, скобеля, тесла, широко применяли металлические крепления.
Длина новгородского судна около 20 м., ширина 4,5 - 5,5 м., осадка 2 м. На съемной мачте поднимался один прямой парус площадью 70 - 80 кв.м, орнаментированный стилизованным крестом. В случае безветрия использовались весла. Судно вмещало 25 - 30 человек экипажа и 15 - 20 воинов.