Автомобиль | кузов | двигатель | шасси | |
Корабль (Парусник) | Корпус корабля | Рангоут, такелаж корабля Узлы морские |
Дельные вещи корабля |
Рангоут корабля - . Для понимания вопроса о том, что такое рангоут корабля, рассмотрим табличку сверху. По-сути, рангоут корабля - это та же составная часть "двигатель автомобиля", только лишь с той разницей, что РАНГОУТ является "движителем" корабля. Мачты, паруса, реи, стеньги, штаги, фордуны, марсы, ванты, топенанты, перты и брасы... - это ВСЁ рагоут корабля.
Рангоутом называются все деревянные детали, служащие для несения парусов, флагов, подъема сигналов и т.п. К рангоуту относятся: мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприты, утлегари, лисель спирты и выстрелы.
Из Рис. 1 видно, что на трехмачтовом корабле с полным парусным вооружением явно просслеживаются 4 основные части Рангоута и такелажа по месту рассположения. Это: 1-фок-мачта (передняя часть корабля), 2-грот-мачта (средняя часть корабля), 3-бизань-мачта (корма=задняя часть корабля), 4-бушприт (носовая часть корабля за пределами корпуса).
Мачты. Позиции 1-2-3 || (Нижние мачты). Позиции 4; 10; 16. || Стеньги. Позиции 5-21|| Клотик. Позиция 22 || Бушприт. Позиции 23-26 || Реи - "палка о двух концах". Позиция: 27-47 || Бизань. Позиции: 48-50 || Рожки салингов. Позиция 51 || Ванты. Позиции: 52-60 || Фордуны. Позиции: 61-72 || Штаги. Позиции:73-89 || Топенанты. Позиции:94-106|| Бизань-эренс-бакштаги. Позиция: 107 || Перты (пешеходный канат). Позиции: 108 || Брасы. Позиции: 109-129 || Марсы. Позиции: 130 || Салинги. Позиции: 131 || Эзельгофты. Позиции: 132
Чтобы читать ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЧЕРТЕЖ (умение читать теоретический чертеж корабля - успех строительства) корабля, рассмотрим основы.Смотри рисунок 1. Мачта.
Мачта – это вертикальное или слегка наклонное в корму рангоутное дерево, которое служит основанием для крепления других частей рангоута (стеньг, реев) и постановки парусов. Мачты больших парусных кораблей с прямым вооружением достигали высоты 60 м и более при толщине нижней части до 1 м.
Количество мачт может быть различным. Каждая мачта имеет свое наименование. Так, на трехмачтовом корабле первая от носа корабля мачта называется фок-мачтой, вторая – грот-мачтой, третья, самая маленькая, - бизань-мачтой.
Мачты делались составными из нескольких продолжающих друг друга в высоту деревьев. Полная мачта состоит из пяти составных частей.
Нижняя — самая прочная, толстая и длинная называется "колонна мачты" или просто "мачта".
К мачте - обычно спереди - крепится ее вторая часть - "стеньга". Стеньга потоньше и полегче мачты. Все части, чем выше, тем заметнее уменьшаются в размерах. Тяжесть должна оставаться внизу, чтобы корабль не перевернулся - принцип "ванька-встанька" (метацентрическая высота - чем ниже центр тяжести, тем устойчивее корабль).
К стеньге крепится третью часть - "брам-стеньга". Слово "брам" в рангоуте и в парусах всегда означает "третий".
Четвертая часть мачты называется - "бом-брам-стеньга" ("бом-брам" означает "четвертый").
Название пятой части "трюм-стеньга".
Устройство мачты: 1 - нижняя мачта (колонна), 2 - цапфа, 3 - железные бугели, 4 - чиксы, 5 - лонг-салинги, 6 - краспицы, 7 - эзельгофт, 8 - стеньга, 9 - брам-стеньга, 10 - бом-брам-стеньга, 11 - флагшток, 12 - клотик, 13 - вулинг, 14 - деревянный бугель, 15 - шкало, 16 - крепление шкало, 17 - вязка вулинга.
1-фок-мачта (передняя часть корабля) - НОСОВАЯ. Мачты различают по их местоположению на корабле: носовая-фок-мачта. 4 – нижняя фок-мачта.
2-грот-мачта (средняя часть корабля), (нидерл. grote mast — «большая мачта»), обычно вторая мачта, считая от носа корабля. Грот-мачта – самая высокая мачта, обычно расположенная недалеко от центра корабля, достигали высоты 60 м и более при толщине нижней части до 1 м.
3-бизань-мачта (корма=задняя часть корабля).
Самой высокой мачтой всегда являлась грот-мачта. Ее высота у трехмачтовых кораблей с прямым вооружением определялась длиной корабля по гондеку, сложенной с его наибольшей шириной и разделенной пополам. Высота фок- и бизань-мачт вместе с их топами определялась по высоте грот-мачты. Так длина фок-мачты составляла 8/9 , а бизань-мачты - 6/7 длины грот-мачты. Эти пропорции часто изменялись по усмотрению строителя.
Нижние мачты, а также бушприты для прочности делали составными из нескольких брусьев, стянутых бандажами - тросовыми вулингами. Нижний конец мачты - шпор оканчивался цапфой, которую вставляли в степс - гнездо, находящееся на кильсоне.
Верхняя часть мачты называется топом. На его верхушке находится цапфа на которую одет эзельгофт, соединяющий мачту со стеньгой. С двух сторон мачты крепили фигурные наделки, называемые чиксами, к ним - два продольных бруса - лонг-салинга, а на лонг-салинги настилали марсовую площадку или просто марс.
Мачта читать подробнее...
Смотри рисунок 1. Стеньга.
Стеньги. Так как мачты достигали большой высоты (60 м и более) при толщине нижней части до 1 м, то мачты были составными из частей. Каждая следующая составная часть мачты называлась СТЕНЬГОЙ (СТЕНЬГА). Мачта из 4-х частей: собственно мачта (нижняя часть), стеньга (второй ярус мачты), брам-стеньга (третий ярус) и бом-брам-стеньга (четвёртый ярус). Смотри рисунок.
Стеньги на фок-мачте: 5 - фор- стеньга; 6 — фор-брам стеньга; 7 - фор-бом-брам-стеньга; 8 — фор-трюм-стенга; 9 - флагшток фор-трюм стеньги.
Стеньги на грот-мачте: 10 — нижняя грот-мачта; 11 - грот-стеньга; 12 — грот брам-стеньга; 13 - грот-бом-брам-стеньга; 14 - грот-трюм-стеньга; 15 - флагшток грот трюм-стеньги.
Стеньги на бизань-мачте: 17 — крюйс-стеньга; 18 — крюйс-брам-стенга; 19 - крюйс-бом брам-стеньга; 20 - крюйс-трюм-стеньга; 21 - флагшток крюйс-трюм стеньги.
Клотик. Это самая высокая точка корабля. В нем расположены шкивы (ролики) для пропуска фалов, на которых поднимаются и укрепляются флаги и фонари. (Смотри рисунок 1, позиция 22)
Смотри рисунок 1 Реи.
Реи ("палка о двух концах") - это горизонтальное рангоутное дерево, подвешенное за свою середину к мачте или стеньге.
Реи на фок-мачте: 27 - фока-рей; 28 - нижний фор-марса-рей; 29 - верхний фор-марса рей; 30 - нижний фор-брам-рей; 31 - верхний фор-брам-рей; 32 - фор-бом-брам рей; 33 — фор-трюм-реи.
Реи на грот-мачте: 34 - грота-рей; 35 - нижний грот- марса-рсй; 36 - верхний грот-марса-рей; 37 - нижний грот-брам-рей; 38 - верхний грот-брам-рей; 39 - грот-бом-брам-рей; 40 - грот-трюм-рей.
Реи на бизань-мачте: 41 - бегин-рей; 42 - нижний крюйс-марса-рей; 43 - верхний крюйс>марса-рей; 44 - нижний крюис-брам-рей; 45 - верхний крюйс-брам рей; 46 - крюйс-бом-брам-рей; 47 - крюйс-трюм-рей;
Смотри рисунок 1 Бизань.
Бизань - 48 - бизань-гик, 49 - бизань-гафель, 50 - верхний бизань-гафель (флаг гафель).
Бизань-мачта - самая близкая к корме мачта. Изначально основной бизань-парус мачты был треугольным. В середине XVII века появились паруса трапециевидной формы.
Смотри рисунок 1 Салинги.
Салинг – деревянная или стальная конструкция, служащая для соединения стеньги с ее продолжением – брам-стеньгой, а брам-стеньги с бом-брам-стеньгой и для разноса в стороны брам- и бом-брам-вант. Салинг представляет собой раму из двух продольных брусьев – лонга-салингов и двух-трех перекрещивающихся с лонга-салингами брусьев – краспиц. Салинги называют в зависимости от их принадлежности той или иной мачте: фок-салинг, грот-салинг и крюйс-салинг. Салинги на всех трех мачтах. В отличии от марса, салинг не имеет пощадки (настила из досок), состоит из рам лонга-салинга и краспиц.
Салинг — деревянная или металлическая конструкция, служащая для соединения мачты и её продолжения в высоту — стеньги (или стеньги и брамсеньги и так далее). Салинг представляет собой раму из двух продольных брусьев — лонга-салингов, и двух-трех перекрещивающихся с лонга-салингами брусьев — краспиц, а также короткого бруса, параллельного краспицам, — чака. Основное назначение салинга — как можно больше разнести в стороны стень-ванты. Салинг служит опорой для марса. В свою очередь, саллинг опирается на чиксы.
Эзельгофт — деревянная или металлическая соединительная обойма с двумя отверстиями. Одним отверстием надевается на топ мачты или стеньги, а во второе выстреливается (пропускается) стеньга или брам-стеньга. По форме эзельгофта можно определить, на каких верфях был построен парусник. Англичане и американцы изготавливают эзельгофт в виде параллелепипеда, у французов он сверху полукруглый. Голландцы выполняют его в виде ослиной головы. На парусниках русской постройки чаще можно увидеть голландский эзельгофт, чем английский.
Салинги на фок-мачте: 131 - салинги; 51 - рожки салингов.
Салинги на грот-мачте: 131 - салинги; 51 - рожки салингов.
Салинги на бизань-мачте: 131 - салинги; 51 - рожки салингов.
Смотри рисунок 1 Ванты.
Ванты на всех трех мачтах. Вáнты - снасти стоячего такелажа, которыми укрепляют мачты. Число вант зависит от толщины мачты и площади парусов. Помимо своего основного назначения ванты служат также для подъёма матросов на мачты и стеньги для работы с парусами. Для этих целей поперёк вант на определённом расстоянии друг от друга крепили выбленки: пеньковые лини. Пеньковые выбленки привязывали к вантам выбленочным узлом на расстоянии 0,4 м одна от другой. Нижние ванты (пеньковые) были на парусных кораблях самыми толстыми, их диаметр достигал 90-100 мм. Стень-ванты делали тоньше, а брам-стень-ванты - ещё тоньше. Выбленки были тоньше своих вант.
В зависимости от того, какое рангоутное дерево ванты удерживают, они получают дополнительные наименования:
Ванты на фок-мачте: 52 - фок-ванты; 53 - фор-стень-ванты; 54 - фор-брам-ванты.
Ванты на грот-мачте: 55 - Грот-ванты; 56 - грот-стень-ванты; 57 - грот- брам-ванты;
Ванты на бизань-мачте: 58 - бизань-ванты; 59 - крюйс-стень-ванты; 60 - крюйс-брам-ванты.
читать подробнее...
Смотри рисунок 1 Фордуны.
Фордуны на всех трех мачтах - снасти стоячего такелажа, крепящие стеньгу или брам-стеньгу сзади и с бортов.
В зависимости от того, какое рангоутное дерево фордуны удерживают, они получают дополнительные наименования:
Фордуны на фок-мачте: 61 - фор-стень фордуны; 62 - фор-брам-фордуны; 63 - фор-бом-брам-фордуны; 64 - фор-трюм фордуны.
Фордуны на грот-мачте: 65 - грот-стень-фордуны; 66 - грот-брам-фордуиы; 67- грот бом-брам-фордуны;68 - грот-трюм-фордуны;
Фордуны на бизань-мачте: 69 - крюйс-стень-фордуны; 70 - крюйс-брам-фордуны; 71 - крюйс бом-брам-фордуны; 72 - крюйс-трюм- фордуны.
Смотри рисунок 1 Штаги
Штаги на всех трех мачтах - снасть стоячего такелажа, которая расположена в диаметральной плоскости корабля и поддерживает мачту, стеньгу и другое рангоутное дерево спереди или раскрепляет бушприт с форштевнем.
В зависимости от того, какое рангоутное дерево штаги удерживают, они получают дополнительные наименования:
Штаги на бушприте: 90 - бом- мартин-штаги; 91 мартин штаги (утлегарь-бакштаги); 92 - мартнн-бак-штаги; 93 - ватер-штаги.
Штаги на фок-мачте:73 - фока-штаги; 74 - фор-стень-штаги; 75 - кливер-леер; 76 - фор- брам-штаг; 77 - бом-кливер-леер; 78 - фор-бом-брам-штаг; 79 - фор-трюм-штаг;
Штаги на грот-мачте: 80 - грота-штаги; 81 - грот-стень-штаг; 82 - г рот-брам-штаг; 83 - грот-бом-брам- штаг; 84 - грот-трюм-штаг;
Штаги на бизань-мачте: 85 - бизань-штаг; 86 - крюйс-сгень-штаг; 87 - крюйс-брам-штаг; 88 - крюйс-бом-брам-штаг; 89 - крюйс-трюм-штаг;
Форштаг - часть стоячего такелажа, поддерживает мачту со стороны носа. Крепится у топа мачты.
Ахтерштаг - часть стоячего такелажа, поддерживает мачту со стороны кормы.
Бакштаги - часть стоячего такелажа. Крепятся на палубу судна к бортам от мачты, таким образом, чтобы их можно было выбирать и отдавать при лавировке.
Смотри рисунок 1 Топенанты позиция 94-106.
Топенанты на всех мачтах. Снасть бегучего такелажа, предназначенная для удержания в нужном положении ноков, реев, гиков, выстрелов и грузовых стрел.
При помощи топенантов можно разворачивать рей в вертикальной плоскости. В зависимости от принадлежности тому или иному рангоутному дереву, топенанты получают дополнительные наименования: «спинакер-гика топенант», «фока-рея топенант»/
Топенанты на фок-мачте: 94 - топенанты фока-реев; 95 — фор-марса- топенанты; 98 — фор- брам-топенанты; 101-фор-бом-брам-топенанты; 104 фор-трюм-топенанты.
Топенанты на грот-мачте: 94 - топенанты грота-реев; 96 Грот-марса топенанты; 99 - грот-брам-топенанты; 102 — грот-бом-брам-топенанты; 105 - грот-трюм-топенанты.
Топенанты на бизань-мачте: 94 - топенанты бегин-реев. 97 — крюйс-марса-топенанты; 100-крюйс-брам-топенанты; 103-крюйс-бом-брам- топенанты; 106 -крюйс- трюм-гопенанты.
Смотри рисунок 1 Бизань-зренс-бакштаги; позиция 107
Бизань-эренс-бакштаги
Смотри рисунок 1, позиция 108. Перты - пешеходный канат.
Перты - это канат, протянутый под реем на расстоянии около 80 сантиметров и закреплённые одним концом у его середины (за мачтой после крепительных планок), а другим — у нока. Перты нижних реев имели толщину 1,75 дюйма, на верхних реях они были несколько тоньше. Перты появились после 1640 года и вначале лишь на нижних реях. После 1680 года их устанавливают на марса-реях, а к концу XVII века на всех реях, за исключением бегин- и бовен-блинда-реев.
С помощью пертов, становясь на них ногами и ложась на рей (со стороны кормы), матросы крепят и убирают паруса или берут на них рифы. Для удержания пертов на нужном расстоянии от рея и устранения чрезмерного провисания они поддерживаются обнесёнными вокруг рея короткими стропами — подпертками, отстоящими один от другого. Чтобы ноги матросов не скользили по пертам на них часто вязали узлы — кнопы.
Смотри рисунок 1 Марс позиция 130.
Марс на всех мачтах. Это площадка с ограждением из досок почти прямоугольной формой, закругленной была лишь носовая часть. Трехмачтовые суда несли по три марса, которые называли по принадлежности к той или иной мачте: на фок-мачте был фор-марс, на грот-мачте - грот-марс и на бизань-мачте - крюйс-марс.
На кораблях и парусчниках раннего периода марсы были круглые в виде корзины.
Смотри рисунок 1 Брасы. Брас [нидерл. bras]. мор. Снасть, укрепляемая на концах рея и служащая для поворота его в горизонтальной плоскости.
Брас (нидерл. bras) - снасть бегучего такелажа, закрепляемая за нок рея (или спинакер-гика на яхте) и служащая для разворота паруса в горизонтальном направлении. У каждого рея два браса, правый и левый, у грот-рея на больших судах имеется два браса, идущих вперед, и два, идущих назад.
Брасы - это снасти, закрепленные на ноках реев и служащие для их постановки вместе с парусами под определенным углом относительно направления ветра и движения судна. Поворачивание реев в горизонтальной плоскости брасами называют брасопкой.
Брасы нижних реев состоят из шкентеля, укрепленного в ушке оковки нока рея, и хват-талей. Шкентель браса оканчивается блоком, другой блок находится на релинге или выстреле за бортом. Иногда лопарь талей проводят еще через один блок, находящийся тоже за бортом.
Брасы на фок-мачте (смотри рисунок 1):109 - фока-брасы; 112 - нижние фор-марса-брасы; 113 - верхние фор-марса-брасы; 114- нижние и верхние фор-брам-брасы; 115 - фор- бом-брам-брасы; 116 - фор-трюм-брасы; 129 - шкентели брасов.
Брасы на грот-мачте (смотри рисунок 1): 110 - грота-брасы; 111 — бегин-брасы; 117 - нижние грот-марса-брасы; 118 - верхние грот-марса-брасы; 119 - нижние грот-брам-брасы; 120 - верхние грот- брам брасы; 121 — грот-бом-брам-брасы;
122 — грот-трюм-брасы; 125 - нижние крюйс-брам- брасм; 126 — верхние крюйс-брам-брасы; 129 - шкентели брасов.
Брасы на бизань-мачте (смотри рисунок 1): 123 — нижние крюйс-марса-брасы; 124 - верхние крюйс марса-брасы; 127 — крюйс-бом-брасы; 128 - крюйс- трюм-брасы.
(Как пример смотри рисунок 2). Брасы реев парусного судна (показаны только с одного правого борта).
1 - фока-брас; 2 - нижний фор-марса-брас; 3 - верхний фор-марса-брас; 4 - нижний фор-брам-брас; 5 - верхний фор-брам-брас; 6 - фор-бом-брам-брас; 7 - направляющие блоки; 8 - грота-брас; 9 - нижний грот-марса-брас; 10 - верхний грот-марса-брас; 11 - нижний грот-брам-брас; 12 - верхний грот-брам-брас; 13 - грот-бом-брам-брас; 14 - бегин-брас; 15 - нижний крюйс-марса-брас; 16 - верхний крюйс-марса-брас; 17 - нижний крюйс-брам-брас; 18 - верхний крюйс-брам-брас; 19 - крюйс-бом-брам-брас.
Рис. 1. Фал - это, по сути, верёвка (голл. val - трос. снасть), при помощи которой происходит подъем или спуск парусов, отдельных деталей рангоута (например, реев, стеньг, гафелей), флагов, вымпелов и тому подобного. От нидерландского. val (от vallen) — падать, спускать.
Фалы, используемые на судах и кораблях, относятся к бегучему такелажу.
Фалы - читать подробнее...
Из Рис. 1 видно, что на трехмачтовом корабле с полным парусным вооружением явно просслеживаются 4 основные части Рангоута и такелажа по месту рассположения. Это: 1-фок-мачта (передняя часть корабля), 2-грот-мачта (средняя часть корабля), 3-бизань-мачта (корма=задняя часть корабля), 4-бушприт (носовая часть корабля за пределами корпуса).
номер на рисунке | 3-бизань-мачта (корма=задняя часть корабля) |
2-грот-мачта (средняя часть корабля) |
1-фок-мачта (передняя часть корабля) |
23-бушприт (носовая часть корабля за пределами корпуса) |
1 - фок-мачта 2 – грот-мачта 3 – бизань-мачта |
3 – бизань-мачта | 2 – грот-мачта (нидерл. grote mast — «большая мачта»), обычно вторая мачта, считая от носа судна. Грот-мачта – самая высокая мачта, обычно расположенная недалеко от центра корабля, достигали высоты 60 м и более при толщине нижней части до 1 м. |
I - фок-мачта – НОСОВАЯ. Мачты различают по их местоположению на корабле: носовая-фок-мачта. 4 – нижняя фок-мачта |
23-Носовая мачта, сильно наклоненная вперед, называлась бушпритом (см. рис.) Угол, который он образует с горизонтальной плоскостью на старинных судах – примерно 36°. 24 - утлегарь; 25- бом-утлегарь; 26 — мартин-гик |
Стеньги Так как мачты достигали большой высоты (60 м и более) при толщине нижней части до 1 м, то мачты были составными из частей. Каждая следующая составная часть мачты называлась СТЕНЬГОЙ (СТЕНЬГА). Мачта из 4-х частей: собственно мачта (нижняя часть), стеньга (второй ярус мачты), брам-стеньга (третий ярус) и бом-брам-стеньга (четвёртый ярус). Смотри рисунок 1. |
16 - нижняя бизань-мачта; 17 - крюйс-стеньга; 18 - крюйс-брам-стеныэ; 1 9 - крюйс-бом брам-стеньга; 20 - крюйс-трюм-стеньга; 21 - флагшток крюйс-трюм стеньги. |
10 - нижняя грот-мачта; 11 - грот-стеньга; 12 — грот брам-стеньга; 13 - грот-бом-брам-стеньга; 14 - грот-трюм-стеньга; 15 - флагшток грот трюм-стеньги. |
5 - фор- стеньга; 6 - фор-брам стеньга; 7 - фор-бом-брам-стеньга; 8 - фор-трюм-стенга; 9 - флагшток фор-трюм стеньги. |
- |
Клотик Это самая высокая точка корабля. В нем расположены шкивы (ролики)для пропуска фалов, на которых поднимаются и укрепляются флаги и фонари. |
22 | 22 | 22 | 22 |
Реи "палка о двух концах" |
41 - бегин-рей; 42 - нижний крюйс-марса-рей; 43 - верхний крюйс>марса-рей; 44 - нижний крюис-брам-рей; 45 - верхний крюйс-брам рей; 46 - крюйс-бом-брам-рей; 47 - крюйс-трюм-рей; |
34 - грота-рей; 35 - нижний грот- марса-рсй; 36 - верхний грот-марса-рей; 37 - нижний грот-брам-рей; 38 - верхний грот-брам-рей; 39 - грот-бом-брам-рей; 40 - грот-трюм-рей. |
27 - фока-рей; 28 - нижний фор-марса-рей; 29 - верхний фор-марса рей; 30 - нижний фор-брам-рей; 31 - верхний фор-брам-рей; 32 - фор-бом-брам рей; 33 - фор-трюм-реи. |
- |
Бизань | 48 - бизань-гик; 49 - бизань-гафель; 50 - верхний бизань-гафель (флаг гафель) |
- |
- |
- |
Ванты | 58 - бизань-ванты; 59 - крюйс-стень-ванты; 60 - крюйс-брам-ванты; |
55 - Грот-ванты; 56 - грот-стень-ванты; 57 - грот- брам-ванты; |
52 - фок-ванты; 53 - фор-стень-ванты; 54 - фор-брам-ванты. |
- |
Фордуны | 69 - крюйс-стень-фордуны; 70 - крюйс-брам-фордуны; 71 - крюйс бом-брам-фордуны; 72 - крюйс-трюм- фордуны. |
65 - грот-стень-фордуны; 66 - грот-брам-фордуиы; 67- грот бом-брам-фордуны; 68 - грот-трюм-фордуны; |
61 - фор-стень фордуны; 62 - фор-брам-фордуны; 63 - фор-бом-брам-фордуны; 64 - фор-трюм фордуны. |
- |
Штаги | 85 - бизань-штаг; 86 - крюйс-сгень-штаг; 87 - крюйс-брам-штаг; 88 - крюйс-бом-брам-штаг; 89 - крюйс-трюм-штаг; |
80 - грота-штаги; 81 - грот-стень-штаг; 82 - г рот-брам-штаг; 83 - грот-бом-брам- штаг; 84 - грот-трюм-штаг; |
73 - фока-штаги; 74 - фор-стень-штаги; 75 - кливер-леер; 76 - фор- брам-штаг; 77 - бом-кливер-леер; 78 - фор-бом-брам-штаг; 79 - фор-трюм-штаг; |
90 - бом- мартин-штаги; 91 мартин штаги (утлегарь-бакштаги); 92 - мартнн-бак-штаги; 93 - ватер-штаги. |
Топенанты | 94 - топенанты бегин-реев. 97 - крюйс-марса-топенанты; 100-крюйс-брам-топенанты; 103-крюйс-бом-брам- топенанты; 106 -крюйс- трюм-гопенанты; |
94 - топенанты грота-реев; 96 Грот-марса топенанты; 99 - грот-брам-топенанты; 102 — грот-бом-брам-топенанты; 105 - грот-трюм-топенанты; |
94 - топенанты фока-реев; 95 - фор-марса- топенанты; 98 - фор- брам-топенанты; 101-фор-бом-брам-топенанты; 104 фор-трюм-топенанты; |
- |
Бизань-эренс-бакштаги | 107 - бизань-эренс-бакштаги | - | - | - |
Перты (пешеходный канат) |
108 - перты; | - | - | - |
Брасы | 123 - нижние крюйс-марса-брасы; 124 - верхние крюйс марса-брасы; 127 - крюйс-бом-брасы; 128 - крюйс- трюм-брасы; |
110 - грота-брасы; 111 - бегин-брасы; 117 - нижние грот-марса-брасы; 118 - верхние грот-марса-брасы; 119 - нижние грот-брам-брасы; 120 - верхние грот- брам брасы; 121 - грот-бом-брам-брасы; 122 - грот-трюм-брасы; 125 - нижние крюйс-брам- брасм; 126 - верхние крюйс-брам-брасы; 129 - шкентели брасов; |
109 - фока-брасы; 112 - нижние фор-марса-брасы; 113 - верхние фор-марса-брасы; 114 - нижние и верхние фор-брам-брасы; 115 - фор- бом-брам-брасы; 116 - фор-трюм-брасы; 129 - шкентели брасов; |
- |
Марсы | 130 - марсы. | 130 - марсы. | 130 - марсы. | - |
Салинги на всех трех мачтах |
131 - салинги; |
131 - салинги; |
131 - салинги. |
- |
Эзель- гофты на всех трех мачтах |
132 - эзель- гофты. |
132 - эзель- гофты. |
132 - эзель- гофты. |
- |
Таким образом, на корабле есть четыре основные части такелажа и Рангоута: 1-фок-мачта (передняя часть корабля), 2-грот-мачта (средняя часть корабля), 3-бизань-мачта (корма=задняя часть корабля), 4-бушприт (носовая часть корабля за пределами корпуса).
В помощь!