Рис. 1: 1 гик, 2 гафель, 3 мачта, 4 cлаблинь, 5 шпрюйт, 6 дирик-фал, 7 гардель, 8 бейфут.
Рис. 2. Гафельный парус. На схеме: 1. Мачта 2. Гафель 3. Нок гафеля 4. Пятка гафеля 5. Гик 6. Нок гика 7. Пятка гика 8. Усы 9. Бейфут 11. Шпрюйт 12. Дирик-фал 13. Гафель-гардель.
Гaфель (от нидерл. gaffel, буквально - «вилы», в другом источнике 90° вила 90° половинчатый рей (полурей), упирающийся развилиной в мачту, по которой подымается гарделью, а конец (нок) вздергивается топенантом, наклонное рангоутное дерево, поднимаемое по мачте и упирающееся в неё пяткой.
При корабельном вооружении гафель как часть рангоута парусного судна, служащая для натягивания косого паруса, бывает только на бизань-мачте, а при люгерном, на всех мачтах корабля. Гафель становится вдоль судна и з акидывается, когда нужно, вбок; иногда по нижней кромке паруса идет такой же полурей, называемый гик.
Гафель служит для растягивания по нему верхней кромки (шкаторины) косых четырёхугольных парусов 90° триселей, а также крепления шкотовых углов топселей. На малых судах и шлюпках с косыми парусами гафель служит для крепления фока и грота. На гафель также поднимают сигналы и иногда флаг.
Гафель получает дополнительное название в зависимости от названия паруса, например, «фока-гафель», «бизань-гафель». Пятка гафеля снабжается усами, охватывающими мачту, концы которых стягиваются бейфутом. Пятка гафеля поднимается до места гафель-гарделью, а необходимый угол наклона придаётся с помощью дирик-фала (№ 6 Рис.1). Длинные и тяжёлые гафели снабжаются эринс-бакштагами 90° снастями, закрепляемыми за нок и проведёнными к фальшбортам, которые удерживают гафель в нужном положении при убранных парусах.
Паруса, поднимаемые на гафеле, называются «гафельными парусами».
Гафелями и гиками называют рангоутные деревья, которые на своем нижнем конце - пятке - имеют развилку - усы, охватывающие мачту. Усы позволяют поднимать гафель вдоль мачты или поворачивать гик относительно нее. Гафели служат для крепления верхней шкаторины триселей, а гики - для крепления нижней. Меньшими из гафелей были „стень-гафели”, которые несли небольшой парус - галф-топсель или национальный флаг судна.
Трисель-мачтой называют тонкое рангоутное дерево, по которому ходят усы гафеля; ее устанавливают позади нижней мачты с прямыми парусами, в основном за бизань-мачтой. Она несла трисель или контр-бизань. Шнявой (по-англ. snow) принято было в Англии, Франции и Швеции называть особый бриг. Он походил на торговое судно и нес две мачты с прямыми парусами, бушприт, стаксель и кливер.
Если РЕИ ("палка о 2–х концах") находятся под углом 90° по отношению к мачте, то гафель (нидерл. gaffel букв. – вилы) – находится под меньшим уголом по отношению к бизань-мачте.
Гафель – это наклонное рангоутное дерево, поднимаемое по мачте и упирающееся в неё пяткой.
Гафель служит для растягивания по нему верхней кромки (шкаторины) косых четырёхугольных парусов – триселей, а также крепления шкотовых углов топселей. На малых судах и шлюпках с косыми парусами гафель служит для крепления фока и грота. На гафель также поднимают сигналы и иногда флаг.
Гафель получает дополнительное наименование в зависимости от названия паруса, например, фока-гафель, бизань-гафель. Пятка гафеля снабжается усами, охватывающими мачту, концы которых стягиваются бейфутом. Пятка гафеля поднимается до места гафель–гарделью, а необходимый угол наклона придаётся с помощью дирик-фала.
Длинные и тяжёлые гафели снабжаются эринс-бакштагами – снастями, закрепляемыми за нок и проведёнными к фальшбортам, которые удерживают гафель в нужном положении при убранных парусах.
Паруса, поднимаемые на гафеле, называются гафельными парусами.
ГАФЕЛИ, ГИКИ, ТРИСЕЛЬ-МАЧТЫ
Рис. 296. Гик и гафель деревянной мачты
1 – нижняя мачта; 2 – стеньга; 3 – салинг марса; 4 – топ мачты; 5 – шпор стеньги; 6 – бугель путенс-вант; 7 – эзельгофт; 8 – бизань гик; 9 – бизань-гафель; штагов; 10 – бугель с обухом; 11 – бугель с обухами для блоков дирик–фала и эренс–бак–блока кормового
флага; 12 - дирик–фал; 13 – эренс-бакштаги; 14 – нок гафели; 15 – обух для бугель мачты; 16 – усы; 17 – усы с ракс-–бугелем и клотами; 18 – топенантов бизань-гика;
19 – бугель для установки нагелей; 20 – бугель с обухами для штоков бизань-гика; 21 – топенанты бизань-гика; 22 – бугель с погоном для штоков бизань-гика; 23 – погон; 24 – скобы; 25 – шкоты бизань-гика.
Рис. 298. Ракс-бугели (тросовые бейфуты) старинных судов:
а - с тремя рядами клотов;
b - с двумя рядами клотов;
с - нижнего рея;
d - английского типа;
е - брам-рея;
f - бастард рю галеры.
1 — ракс-клоты; 2 — ракс-слизы; 3 — ракс-тросы; 4 — концы ракс-тросов; 5 — крен-гельс; 6 — коуш.
Рис. 299. Ракс-бугель нижнего рея.
1 — ракс-бугель; 2 — мачта; 3 — рей; 4 — фал ракс-бугеля; 5 — нирал ракс-бугеля.
Гафелями и гиками называют рангоутные деревья, которые на своем нижнем конце – пятке – имеют развилку – усы, охватывающие мачту. Усы позволяют поднимать гафель вдоль мачты или поворачивать гик относительно нее.
Гафели служат для крепления верхней шкаторины триселей, а гики – для крепления нижней (рис. 296). Меньшими из гафелей были „стень–гафели”, которые несли небольшой парус – галф–топсель или национальный флаг судна.
Трисель-мачтой называют тонкое рангоутное дерево, по которому ходят усы гафеля; ее устанавливают позади нижней мачты с прямыми парусами, в основном за бизань-мачтой. Она несла трисель или контр-бизань.
Шнявой (по-англ. зпом) принято было в Англии, Франции и Швеции называть особый бриг. Он походил на торговое судно и нес две мачты с прямыми парусами, бушприт, стаксель и кливер.
На шняве не было бизань-мачты, поэтому с кормовой стороны от грот–мачты, рядом с ней, ставили стеньгу, упиравшуюся своим верхним концом в заднюю кромку грот-марса. Эта стеньга служила для постановки косого паруса – бизани, или шнявселя, аналогичной контр–бизани на больших суда
Раньше шнявой называли и толстый конец, натянутый вертикально за мачтой и предназначенный для несения триселя. Иногда этот трос называют тросовой мачтой.
ВЫСТРЕЛЫ (БОКАНЦЫ)
Выстрелами, или боканцами, называют горизонтальные рангоутные деревья, имеющие крепление только на одном конце. Они служат для вынесения паруса за борт, подвешивания шлюпок и создания такелажу соответствующего разноса (рожки у салингов, боканцы для разноса бакштагов утлегаря и бом-утлегаря и т. д.). В основном их применяли на военных парусных судах.