Первичные элементарные знания: тросы на корабле.
Когда я начинал свою военную службу на кораблях военно-морского флота, то был удивлен тем, что многие название вещей и терминов отличались от "гражданских". Например, стул на флоте называли банкой, тазик называли обрезом, колокол - рындой, тряпку - ветошью и так далее.. А простую веревку называли "концом" или "тросом". Систему тросов на корабле называют такелажем.
По действию в системе координат и вектору направленности управлять парусами или разными грузовыми операциями на корабле, тросы условно можно разделить на такелаж сточий или бегучий.
Стоячий такелаж - неподвижные снасти для поддержания и крепления рангоута.
Бегучий такелаж - подвижные снасти для работы с парусами, реями и т. д.
Тросы используют также для швартовных и буксирных операций.
В зависимости от толщины различают: канаты - с окружностью свыше более 330 мм (13 дюймов), кабельтовы - от 152—330 мм (от 6 до 13 дюймов), перлини - 100-152 мм (от 4 до 6 дюймов). Они предназначены для швартовки и буксировки судов.
Тросы толщиной 1 дм и менее называют линями, число каболок в них может доходить до 12. Лини бывают в основном тросовой работы, их применяют для подъема флагов, клетневания (шкимушгар), изготовления выбленок, бензелей (марлинь, юзинь) и т. д.
Тросы старинных судов имели такие же названия.
СПЛЕСНИ, БЕНЗЕЛИ И КЛЕТНЕВКА. Сплеснением называют соединение двух концов одного или двух тросов путем взаимного переплетения прядей. Так получают, например, кренгельс, сращивание двух тросов без узла и огон (петлю из троса, сделанную на его конце). Бензель - перевязка двух тросов третьим тонким тросом (линем) или соединение двух частей одного троса лля образования стропа на корпусе блока или других такелажных работ. Бензель бывает плоский (коренной и круглый) или прямой.
Для предохранения стоячего и бегучего такелажа от влаги и перетирания его обычно клетнююг, используя для этого шкимушгар или юзинь. Перед клетневанием трос должен быть стренцован.
Цель тренцевания - выровнять поверхность троса и сделать ее круглой для предотвращения скапливания воды между прядями. Для этого в бороздки между прядами накладывают тонкий пеньковый или манильский трос, так называемый трень. Стренцованный трос обматывают просмоленными лентами из парусины - клетневиной - и затем клетнюют (см. рис.).
Клетневание троса: 1 - трос; 2 - тренцы; 3 - клетневина; 4 — клетень.
Тросы:
Бакштов - конец троса, выпускаемый с кормы для крепления находящихся на воде судовых катеров и шлюпок.
Леер - туго натянутый трос вдоль борта.
Строп - трос с крюком для подъема груза.
Чалка - швартовочный трос судна.
Фалинь - трос, которым шлюпка привязывается к пристани или к кораблю.