Старинные блоки

Рис. 335. Старинные блоки:
а - лонг-такель-блок, 1600-1700 гг.;
b - шкотовый блок, 1600-1700 гг.;
с - фал-блок;
d - кайифас-блок, или канибас;
е - фал- блок рея;
g - кофель-нагельная стойка с блоками для проводки бегучего такелажа;
g - "ватер-вулинг"-блок.

Первичные элементарные знания: старинные блоки на корабле.

Блоки на корабле применялись с давних времен. По форме старинные блоки походили на современные. Обычно блоки имели овальную форму и от одного до трех шкивов, вращавшихся на нагелях.

Применялись и лонг-такель-блоки, блоки с „выступом”, глухие блоки, комель-блоки и канифас-блоки, последние в основном на галионах для больших булиней. В этом случае канифас-блоки крепили или на релингах носа или у пяртнерса мачты.

При смене галса булинь легко было заложить в канифас-блок или вынуть из него.

Блок фала рея галеры называли латинским фал-блоком. Он имел квадратный корпус с шестью или восьмью шкивами.

На бушприте или ватер-вулинге бушприта устанавливали особый блок с двумя рядами шкивов. Он представлял собой длинный корпус с расположенными друг над другом шкивами и назывался „ватер- вулинг”-блоком. Через него проходили различные снасти парусов бушприта (рис. 335).

 

Стропы старинных блоков. Обычные блоки были остроплены простыми или двойными стропами и могли иметь одно или два очка.

На блоках XV XVI вв. стропы проходили через корпус. Такая проводка применялась и на канифас-блоках до середины XVIII в., пока не были введены железные оковки (рис. 336).

Рис. 336. Стропы старинных блоков: а - простой, с одним очком; b - простой с двумя очками; с - двойной; d - сквозной строп (строп, проходящий через корпус блока).



  • Дельные вещи корабля (тросы, блоки, тали), необходимые для проводки и крепления снастей. О. Курти "Постройка моделей судов" Энциклопедия судомоделизма, 1977, стр. 270 - 286. Различают: Тросы - сплесни, бензели и клетневка || Тросы для модели || Блоки || Старинные блоки || Тали || Дельные вещи старинных судов || Дополнительное снаряжение ||

     

  •