Первичные элементарные знания: старинные блоки на корабле.
Блоки на корабле применялись с давних времен. По форме старинные блоки походили на современные. Обычно блоки имели овальную форму и от одного до трех шкивов, вращавшихся на нагелях.
Применялись и лонг-такель-блоки, блоки с „выступом”, глухие блоки, комель-блоки и канифас-блоки, последние в основном на галионах для больших булиней. В этом случае канифас-блоки крепили или на релингах носа или у пяртнерса мачты.
При смене галса булинь легко было заложить в канифас-блок или вынуть из него.
Блок фала рея галеры называли латинским фал-блоком. Он имел квадратный корпус с шестью или восьмью шкивами.
На бушприте или ватер-вулинге бушприта устанавливали особый блок с двумя рядами шкивов. Он представлял собой длинный корпус с расположенными друг над другом шкивами и назывался „ватер- вулинг”-блоком. Через него проходили различные снасти парусов бушприта (рис. 335).
Стропы старинных блоков. Обычные блоки были остроплены простыми или двойными стропами и могли иметь одно или два очка.
На блоках XV XVI вв. стропы проходили через корпус. Такая проводка применялась и на канифас-блоках до середины XVIII в., пока не были введены железные оковки (рис. 336).
Рис. 336. Стропы старинных блоков: а - простой, с одним очком; b - простой с двумя очками; с - двойной; d - сквозной строп (строп, проходящий через корпус блока).