Первичные элементарные знания: блоки на корабле.
Корабельный блок - это специальный механизм, с помощью которого осуществляется подъём тяжестей или направление тяги. Простейший блок старинного корабля (судна) представляет собой овальный корпус из дерева или металла с одним или несколькими отверстиями, в которых находятся шкивы, вращающиеся на оси.
Рис. 331. Детали блока. I - корпус блока; 2 - щеки; 3 - вкладхыш; 4 - шкив; 5 втулка; 6 - нагель.
Рис. 332. Блок, выточенный из бруса машинным способом: I - изготовление корпуса; II - шкива; III - собранный блок.
1 - шкив; 2 - втулка; 3 - корпус блока; 4 - нагель.
Чтобы трос не соскакивал со шкива, на нем делают желобок, называемый кипом.
Корпус блока охватывает петля из клетневанного троса - строп - или железная оковка. На них имеется с одной стороны небольшое кольцо для подвески блока или груза (рис. 331) .
Наиболее прочным считается блок, изготовленный машинным способом из одного деревянного бруса (рис. 332). Способ промышленного изготовления таких блоков разработан М. И. Брунелем в 1801 г.
Рис. 333. Разновидности блоков: а - двухшкивный с двумя кипами; b - трех- шкивный с одним кипом; с - лонг-такель-блок; d - глухой (гитов-блок); e - вертлюжный с выступом; f - комель-блок; - канифас-блок.
На парусных судах применяют блоки различных типов: простой одношкивный блок, двухшкивный и трехшкивный (рис. 333,а и b);
лонг-такель-блок с двумя шкивами, лежащими в одной плоскости, причем верхний шкив большего диаметра, чем нижний; его применяют вместо обычных двухшкивных блоков на реях и гиках, так как снасти в нем меньше путаются (рис. 333, с);
глухой, или гитов-блок, в котором шкив закрыт со всех сторон, а для троса снизу имеются лишь два отверстия; это сделано для того, чтобы предметы не заклинивало между тросом и шкивом (рис. 333,(1);
вертлюжный блок с выступом; выступ препятствует зажатию троса между блоком и рангоутным деревом, на котором он стоит (рис. 333, с) ;
комель-блок; корпус этого блока длиннее и круглее корпуса лонг- такель-блока, он может быть с одним или двумя шкивами, лежащими в одной плоскости; через одношкивные блоки проводят топенанты марса- и брам-реев, для чего их устанавливают между вантами брам- стеньги, а через двойные блоки - марса-топенанты и другие концы (рис. 333, 0;
канифас-блоки с прорезанной или откидной щекой для установки троса; их применяют для изменения направления тяги талей или лопаря талей (рис. 333,к)
Стропы блоков. Имеются простые и двойные стропы.
Простой строи представляет собой кольцо, сплесненное из троса - кренгельс, охватывающий корпус блока. Наверху кольца поставлен бензель так, чтобы сверху образовалось еще одно маленькое кольцо - очко (рис. 334, а).
Двойной строп получают, склады¬вая длинный строп пополам и обхватывая корпус блока образовав¬шимися кольцами (рис. 334, b).
Различают:
простые стропы с коушем - стропы, в очко которых вставлено металлическое кольцо - коуш; блок с таким стропом при помощи бензеля или скобы крепят и такелажу или обуху (см. рис. 334, а, b);
стропы с огоном, служащим для подвески блока на рее или ином рангоутном дереве (рис. 334, с);
строп с двумя лапками и огонами (рис. 334, с, d); строп с клевантом - двойной строп, через огоны которого пропу¬скают нагслеобразный кусок дерева - клевант (рис. 334, е);
строп со свитнем, служащим для присоединения блока к тросу, гику и т. д. (рис. 334, f);
стропы с двойным коушем для соединения талей со шкентелем, на¬пример со шкентелем брасов;
железный оковки, состоящие из изогнутой железной полосы, охватывающей корпус блока; в основном применяются на блоках кат-балок, блоках талей шлюпбалок и т. д.; имеются два типа таких оковок: полностью охватывающая корпус (рис. 334) и П-образная, охватывающая корпус только частично (рис. 334, Н );
стропы с заведенными гаками (рис. 334,i).