Новгородцы начали заселение юго-западного и юго-восточного побережий Белого моря в XII веке. Этот период можно отнести к страницам героического освоения Севера. Суровый климат заставил их заняться рыбным и охотничьим промыслом. И в какой-то момент этот народ стали звать поморами, то есть «ходящие по морю». Именно они стали первыми русскими ледовыми путешественниками, посещавшими далекие полярные острова, впервые достигнув архипелага Шпицберген. Уходя все дальше на север, поморы сталкивались с более сложной ледовой обстановкой, осознавая необходимость усиления конструкции своих судов. В первую очередь это было связано с тем, что суда испытывали при вмерзании в лед сильное давление, что приводило к разрушению корпуса.
Изменить опасную ситуацию могли не только усиление обшивки, но и изменение архитектуры всего корабля. Произошло это после того, как ладьи начали строить, придавая обводам их корпусов яйцевидную форму.
Новый тип морских ладей, появившихся у поморов, получил название «коч».
Суда эти выгодно отличались от ладей не только формой корпуса, но и исполнением обшивки. Ее доски крепились внакрой, придавая судну большую прочность. Затертый льдами коч выталкивался на поверхность и благополучно зимовал.
Конструкция корпуса корабля способствовала выталкиванию его на поверхность льда во время спайки и полного оледенения. В основном на кочах ходили по битому льду, а раскалывающую функцию выполняли люди.
Он имел характерные обводы для ледового плавания, был оснащен мачтой, навесным рулем и веслами.
Отличия коч Поморский от ладьи Поморской:
1. Коч Поморской отличался от ладьи Поморской тем, что у коча соотношение длины корабля по отношению к ширине, было в пользу ширины судна. Коч был коротким и широким (длина 12 метров, ширина 4-5 метров), по форме похож на ореховую скорлупу, что позволяло ему наезжать на лед, давить его своей массой и ломать (принцип работы ледокола);
2. Коч имел меньшие размеры, чем ладья.
3. имел хорошую маневренность и остойчивость при незначительной осадке в 1 метр и малом весе - до 8 тонн;
4. Обшивка усиливалась и выполнялась внакрой, для «морского хода» строили очень прочно. Набор крепили железными гвоздями, болтами и скобами. Пазы и стыки обшивки конопатили просмоленной паклей, заливали варом и закрывали рейками на скобах. Чтобы полностью «ускобить» коч, требовалось более 3000 специальных скоб. (вторая обшивка суда, защищающая основную ото льда). Также в качестве противолёдной защиты изготавливали фальшкиль. Дополнительная обшивка корабля изготавливалась из лиственных или дубовых досок, а основная – вероятно из корабельной сосны.
В конце XVI - начале XVII века начали строить наборные палубные большие трехмачтовые кочи. Длина коча возросла до 20 - 25 м., ширина до 5 - 8 м., осадка до 2 м.
Коч был незаменим в условиях севера. Даже с появлением более современных и быстроходных судов, коч оставался единственным в своём классе, простым и надёжным, способным противостоять бескрайней ледяной пустыне.
Помимо торговых функций коч помогал осваивать новые территории. Благодаря кочу многие первопроходцы добирались до самых окраин нашей страны (Чукотка, Камчатка и др.) Из исследователей сибирских земель, путешествующих на кочах, можно назвать Семёна Дежнёва (экспедиция 1648 года), Ивана Рубца (1662 года), Витуса Беринга (Великая северная экспедиция 1733-43 гг.).