ПАРУСНЫЕ КОРАБЛИ - САМЫЕ КРАСИВЫЕ И ЗНАМЕНИТЫЕ!

Вид бесшумно скользящего по волнам белоснежного корабля вряд ли оставит кого-нибудь равнодушным!
8-906-703-03-16

ПАРУСНЫЙ КОРАБЛЬ УДИВИТЕЛЬНО КРАСИВ!

Для тех, кто интересуется историей парусного флота, кто влюблен в море и склонен к романтике...
8-906-703-03-16

МОДЕЛИ ПАРУСНЫХ КОРАБЛЕЙ - КУПИТЬ, ЗАКАЗАТЬ...

Персональный сайт мастера судомоделиста Михаила Молчанова.
К-446. Ракетный подны крейсет стратегического назначения

Дополнение к истории существования Ботика Петра I как стать известным и почитаемым

Петр I не хотел, чтобы был забыт маленький бот, пробудивший в нем интерес к мореплаванию. В том, что к боту еще при жизни Петра I стали относиться как к кораблю-памятнику, видимо, немалую роль сыграл Феофан Прокопович — один из сподвижников Петра, (архиепископ Новогородский), высокообразованный и эрудированный человек, крупный государственный деятель, он оказывал на царя огромное влияние. В одной из своих проповедей, посвященных очередной морской победе России, Феофан Прокопович сказал: «...Мой бы совет был ботик сей блюсти и хранить в сокровищах на незабвенную память последнему роду!» Царь приказал бережно хранить бот. По его распоряжению в Московском Кремле соорудили навес, под которым кораблик стоял до 1722 г. А когда в январе 1722 г. Петр прибыл в Москву на празднование Ништадтского мира, ботик выставили в Кремле на специальном постаменте, украшенном аллегорическими рисунками и надписями, которые придумал сам Петр. Среди этих надписей наиболее примечательна одна: «Децкая утеха принесла мужеский триумф».

В мае 1723 г. Петр устроил в Петербурге праздник в честь ботика, который по его повелению был переправлен из Москвы в Шлиссельбург. 11 августа ботику «были представлены» главные силы Балтийского флота — 20 линейных кораблей, фрегат и мелкие корабли, собранные у острова Котлин. Строй кораблей растянулся почти на шесть верст, и мимо них торжественно прошел ботик, на борту которого находилась необычная команда: сам Петр под именем адмирала Петра Михайлова сидел на руле, рядом расположились командующий флотом генерал-адмирал Ф. М. Апраксин (участник сражения при Гангуте, командующий русским флотом) и учитель Петра по военно-морским наукам вице-адмирал Корнелий Крюйс. На веслах сидели контр-адмиралы, из крошечных пушек ботика палил обер-цейхмейстер Отто — начальник русской артиллерии, а на носу делал промеры глубин вице-адмирал российского флота князь А. Д. Меншиков. На салют ботика корабль, мимо которого он проходил, отвечал огнем из бортовых орудий и приспускал свой флаг до тех пор, пока он не ложился на палубу. Ни один корабль в мире ни до, ни после Петровского бота не удостаивался таких почестей. А после, на праздничном обеде, Петр предложил тост «за маленького Деда столь Великих и Славных внуков», имея в виду, что корабли потешных флотов — это дети, а победившие в Северной войне корабли — внуки бота. С тех пор стали называть Петровский бот «дедушкой» русского флота. С этого времени бот находился в Петербурге. В 1761 г. архитектор Вист построил для бота «Ботный дом». В XIX в. бот несколько раз покидал свою постоянную резиденцию. Например, в 1803 г. по случаю празднования 100-летия со дня основания Петербурга бот установили на шкафуте нового 110-пушечного корабля Гавриил, который поставили на якоре на Неве против Сенатской площади. В почетном карауле у бота стояли столетние старцы — моряки Петровского флота. В 1872 г. в честь 200-летия со дня рождения Петра «дедушка» по железной дороге совершил путешествие из Петербурга в Москву. В 1928 г. бот перевезли из «Ботного дома» в Новый Петергоф, и, наконец, в 1940 г. его установили в Центральном военно-морском музее.

Боту не меньше 330 лет. За это время его четырежды ремонтировали. О первом ремонте, произведенном в 1688 г. Карштеном Брантом, мы уже говорили. Второй ремонт был сделан в 1722 г. Сохранилась любопытная записка, содержащая вопросы корабельного подмастерья Пальчикова к Петру I об объеме работ по ремонту бота. Ответы Петра I свидетельствуют о том, что царь заботился о сохранении бота в первозданном виде, без искажений его первоначального устройства и декоративного оформления. В 1872 г. бот ремонтировали в третий раз. Теперь пришлось заменить прогнивший киль, а в остальном ремонт носил косметический характер: кораблик вновь покрасили и поправили его роспись. И, наконец, в 1966 г. бот подвергся самой настоящей реставрации. Весь корпус промыли специальным составом, предотвращающим его разрушение, восстановили некоторые утраченные конструктивные детали. С интересом осматривают посетители музея славный памятник истории русского флота.

  • Чертеж Ботик Петра I
  • Вооружение - 4 1/3-фн салютные пушки
  • Некоторые уточнения Ботик Петра I
  • Ботик Петра I

    Длина - 6,1 м;

    Ширина - 1,97 м;

    Осадка - 0,3 м;

    Водоизмещение - 1,28 т;

    Вооружение - 4 1/3-фн салютные пушки

    От Ботика Петра I к флоту России!

    Бот был вооружен четырьмя миниатюрными пушками калибром 1/3 фунта. Они могли стрелять ядрами массой 163 г, но использовались эти пушечки только для холостых выстрелов во время салютов.