Петр I приняял решение на создание яхты под названием «Святой Петр». И по его указу такую яхту посроили весной в 1693 году наши и голландские корабельные мастера П. Бас и Г. Янсен в северном городе Архангельске.
Украшения яхты изготовил специалист по резному делу мастер» Ф. Иевлев.
Петру I было 21 год, когда он 6 августа 1693 году вышел в море на «Святом Петре», впервые посетил Архангельск, восточные берега Кольского полуострова.
Второй свой поход на яхте «Святой Петр» Петр I совершил в мае следующего, 1694 года, пройдя десятки морских миль, посещает Архангельск, Соловецкие острова, доходит до побережье Баренцева моря и мыса Святой Нос.
Впоследствии Яхта стала первым в Архангельске музейным объектом. Указом 1723 года предписывалось «ежели той яхты хотя остатки найдутся, то оные извольте в удобном месте поставить и приказать беречь». В конце 20-х годов XVIII века был сделан осмотр яхты для возможного дальнейшего использования, но корпус буквально рассыпался, что отправлять её в море было просто опасно. По указу архангельское начальство не решалось разобрать шхуну и в итоге корабль без должного ухода развалился сам собой, к 1730 году.
Яхта «Святой Петр» имела одну мачту, вооружение составляло двенадцать трехфунтовых пушек. Остойчивость яхте помимо балласта обеспечивали тяжелые шверцы по бортам. Именно на этой яхте был впервые поднят российский судовой штандарт, ныне хранящийся в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга.
Выведен из состава флота в 1723 год (по ветхости)
Одна мачта
Длина между перпендикулярами - 17,28 м
Двигатели - Паруса
Длина по корпусу — 13,06 м
Ширина — 4,54 м
Водоизмещение — 33,6 т
Парусное вооружение — гафельный тендер с бушпритом
Площадь парусности — 98 кв.м
Заваливающаяся мачта
Экипаж 15-20 человек
Вооружение - двенадцать трехфунтовых пушек.
Яхта "Святой Петр" - это небольшая парусная яхта с деревянным корпусом и одной мачтой с прямым и косым парусами голландского образца, вооружение составляло двенадцатью 3-фунтовые пушки.
По бортам подвешивались шверцы (балансиры) для большей устойчивости во время большой качки.
На яхте был впервые поднят российский судовой штандарт — этот флаг, являясь национальной реликвией, представляет собой старейший из сохранившихся российских триколоров.
Длительное время он хранился в архангельском Троицком кафедральном соборе, а в 1910 году, по указу Николая II, перевезён в С-Петербург, где и хранится в Центральном Военно-Морском музее Санкт-Петербурга.
Яхта была одним из 18 парусных и парусно-гребных судов Российского императорского флота, носивших это наименование. В составе Балтийского флота также несли службу 6 парусных линейных кораблей 1720, 1741, 1760, 1786, 1794 и 1799 годов постройки, один парусный фрегат 1710 года постройки и галера 1704 года постройки, а также захваченный у шведов в 1704 году галиот, бригантина, купленная в 1787 году, и гукор, купленный в 1772 году.
В составе Черноморского флота служил одноимённый бомбардирский корабль, переоборудованной в 1788 году из галиота «Тарантул», в составе Каспийской флотилии — 2 гекбота 1723 и 1726 годов постройки и шнява 1746 года постройки, а в составе Охотской флотилии пакетбот 1740 года постройки, затем гукор, построенный в 1742 году из разбившегося одноимённого пакетбота и галиот 1768 года постройки.
Модели кораблей