Первичные элементарные знания. Штаги, Фордуны, Ванты - это своего рода "Атланты", держатели мачты.
Смотри рисунок 1 Штаги
Штаги — снасти стоячего такелажа, удерживающие мачты в продольном направлении; от мачт штаги идут к носу. Имеются фока-, грота- и бизань- штаги; фор-стень-, грот-стень- и крюйс-стень-штаги, фор-брам-, грот- брам- и крюйс-брам-штаги- и фор-бом-брам-, грот-бом-брам- и крюйс- бом-брам-штаги.
Штаги, как и ванты, выполняют из толстых растительных или проволочных тросов и устанавливают парами или поодиночке. Для образования двойного штага трос складывают пополам и недалеко от места перегиба ставят плоские или коренные бензели, в результате чего образуется огон.
На одиночных штагах делают огоны с бензелями (двумя или тремя) или простые плетеные огоны. Последние менее прочные. Иногда конец троса выделывают особо, в результате чего образуются две лапки с очками.
Штаги на всех трех мачтах - снасть стоячего такелажа, которая расположена в диаметральной плоскости корабля и поддерживает мачту, стеньгу и другое рангоутное дерево спереди или раскрепляет бушприт с форштевнем.
В зависимости от того, какое рангоутное дерево штаги удерживают, они получают дополнительные наименования:
Штаги на бушприте: 90 - бом- мартин-штаги; 91 мартин штаги (утлегарь-бакштаги); 92 - мартнн-бак-штаги; 93 - ватер-штаги (Water stay, bob stay) стоячий такелаж бушприта, удерживающий его снизу.).
Штаги на фок-мачте:73 - фока-штаги; 74 - фор-стень-штаги; 75 - кливер-леер; 76 - фор- брам-штаг; 77 - бом-кливер-леер; 78 - фор-бом-брам-штаг; 79 - фор-трюм-штаг;
Штаги на грот-мачте: 80 - грота-штаги; 81 - грот-стень-штаг (В зависимости от того, какой стеньге принадлежит штаг, последний получает дополнительное наименование: фор стень штаг, грот стень штаг, крюйс стень …); 82 - г рот-брам-штаг; 83 - грот-бом-брам- штаг; 84 - грот-трюм-штаг;
Штаги на бизань-мачте: 85 - бизань-штаг; 86 - крюйс-сгень-штаг; 87 - крюйс-брам-штаг; 88 - крюйс-бом-брам-штаг; 89 - крюйс-трюм-штаг;
Форштаг - часть стоячего такелажа, поддерживает мачту со стороны носа. Крепится у топа мачты.
Ахтерштаг - часть стоячего такелажа, поддерживает мачту со стороны кормы.
Бакштаги - часть стоячего такелажа. Крепятся на палубу судна к бортам от мачты, таким образом, чтобы их можно было выбирать и отдавать при лавировке.
Штаги старинных судов. На старинных судах штаги изготовляли из мощного растительного троса и проводили от мачт в нос судна. Штаги были простыми. Их огоны - штаг-краги, которыми они надевались на мачту, имели вид большой петли. Для их изготовления на конце штагов сплетали маленький огон, через который пропускали весь штаг. Чтобы петля не затянулась, на тросе делали утолщение - штаг-кноп или мусинг. Для этого трос обматывали лыком и паклей и клетневали для предохранения от перетирания тонким тросом и огон и часть самого штага. Штаг-краг (петля на топе мачты или стеньги). 1 - штаг-краг; 2 - огон; 3 - штаг-кноп; 4 - штаг.
Грота-штаг - самый важный трос стоячего такелажа. Его изготовляли из мощного растительного троса. До XVI в. грота-штаг набивали талями с трёхочковыми юферсами или простыми талями, закрепленными на строп фок-мачты у ее пяртнерса. Позже тали крепили непосредственно на корпусе: на книце стандерс-индигета или на княвдигеде гальюна. Изредка штаг крепили у шпора бушприта.
Начиная с XVII в. штаг закрепляли следующим образом: в его нижний конец ввязывали мощный блок с четырьмя шкивами или штаг-блок. Из троса, диаметр которого равнялся диаметру штага, изготовляли длинную петлю - краг-штаг. В него с одной стороны ввязывали второй блок с четырьмя шкивами, аналогичный блоку штага, или штаг-блок. Краг-штаг охватывал фок-мачту, его конец крепили на крючкообразном конце кницы стандерс-индигета. Между блоками штага и краг-штага проводили трос, которым и набивали штаг. На фок-мачте краг-штаг поддерживали специальным бугелем. 1 - фок-мачта; 2 - бушприт; 3 - кница стандерс-индигета; 4 - гак кницы; 5 - штаг; 6 - краг-штаг; 7 - юферсы; 8 - опора краг-штага; 9 - утка для крепления стаксель-галса.
При другом способе проводки грота-штага петля краг-штага меньших размеров проходила через отверстие в княвдигеде гальюна и охватывала недгедсы. Рядом с ними в петлю был ввязан большой штаг-блок. Штаг проходил сбоку от фок-мачты и оканчивался подобным блоком; через него был пропущен талреп, которым обтягивали штаг. Фок-мачта в месте прохода штага была оклетневана кожей.
Фока-штаг накладывали огоном на топ фок-мачты. До XVI в. его крепили на конце, а с XVII в. приблизительно посредине бушприта при помощи петли, аналогичной краг-штагу грота-штага, и талей из четырехшкивных блоков или штаг-блоков.
На английских судах XVIII в. фока-штаг набивали с помощью деревянного штаг-блока прямоугольной формы с кипом. Одна из его коротких сторон была полукруглой, а другая вилкообразной и до половины охватывала бушприт. В блоке имелось отверстие для прохода утлегаря. Крепили блок на бушприте при помощи троса, уложенного в кип.
Бизань-штаг закрепляли огоном на топе бизань-мачты. Его набивали тремя способами.
В соответствии с первым тали со штаг-блоками крепили на бугеле грот-мачты у се пяртнерса; в соответствии со вторым штаг обтягивали при помощи талей с трехочковыми юферсами, установленными на палубе.
В соответствии с третьим (в основном на английских судах) штаг проходил через блок, находившийся на грот-мачте вблизи ее основания.
На конце штага был ввязан первый штаг-блок, второй ставили на палубе; блоки служили для обтягивания штага; иногда штаг набивали при помощи талей.
Грот-стень-штаг закрепляли огоном на топе грот-стеньги. На нижнем конце его был двухшкивный блок. Другой одно- или двухшкивный блок был закреплен на топе нижней мачты и вместе с первым блоком образовывал тали.
Иногда блоки ставили у пяртнерса фок-мачты. В этом случае штаг нужно было предварительно пропустить через блок, находившийся на топе нижней фок-мачты.
До XVI в. грот-стень-штаг на судах с составными мачтами (мачта и стеньга) тянули к фок-мачте к месту крепления огонов нижних вант.
Фор-стень-штаг, введенный в употребление в XVI в., набивали талями из трехочковых юферсов. Позднее, когда суда на бушприте стали нести блинда-стеньгу, фор-стень-штаг на бушприте набивали сложными талями, состоявшими из различных блоков, которые стропили к бугелям на бушприте.
Проводка фор-стень-штага на бушприте: а - 1500 г.; b - 1600 г.: с - 1650 г.; d - 1670-1680 гг.; е - 1690 г.; f - 1700 г.
1 - бушприт; 2 - фор-стень-штаг; 3 - фор-стень-лось-штаг; 4 - тали.
Практически блоки присоединяли к бугелям через анапуть-блоки. Например, фор-стень-штаг большей частью крепили с помощью анапуть-блока с четырьмя отверстиями. На голландских и французских судах ставили по два анапуть-блока.
Крюйс-стень-штага не существовало до XVI в., до появления на бизань-мачте крюйс-стеньги. Крюйс-стень-штаг крепили к кормовым вантам грот-мачты, причем силу натяжения старались распределить на один или два анапуть-блока.
Крюйс-стень-штаг, XVII в. Такая проводка сохранялась до середины XVIII в., когда после введения стакселей крюйс-стень-штаг и грот-стень-штаг стали набивать талями из штаг-блоков или обычных блоков. Иногда последний штаг предварительно пропускали через остропленный блок у топа нижней грот-мачты.
Грот-брам-штаг устанавливали огоном на грот-брам-стеньге. Он шел к салингу фок-мачты через остропленный блок и набивался талями из штаг-блоков или обычных блоков на фор-марсе. В ряде случаев штаг проводили через „собачью дыру” марса (после прохождения блока на салинге) и набивали талями, находящимися на швиц-сарвенях фока-вант. Такими же способами тянули и крюйс-брам-штаг.
Фор-брам-штаг до введения блинда-стеньги набивали на ноке бушприта талями из блоков или штаг-блоков. В XVII в. его проводили к основанию блинда-стеньги: он проходил через блок, установленный на топе стеньги, и набивался талями из штаговых или простых блоков, расположенных на марсе блинда-стеньги. После появления блинда-брам-стеньги фор-брам-штаг стали проводить через блок на салинге брам-стеньги, крепили его на марсе. С середины XVIII в. фор-брам-штаг начали проводить через средний шкив трехшкивного блока, стоявшего на ноке утлегаря, затем спускали по нему и обтягивали талями из блоков, закрепленных на оковке фока-штага.
Грот-, фор- и крюйс-бом-брам штаги. Грот-бом-брам-штаг был введен в употребление в конце XVII в. Крепили на топе флагштока грот-мачты непосредственно под клотиком и набивали на огонах вант фор-брам-стеньги при помощи талей или без них. Фор-бом-брам-штаг тоже крепили огоном на флагштоке фок-мачты непосредственно под клотиком и натягивали к топу блинда-стеньги, а позднее к ее салингу. Во второй половине XVIII в. его проводят к топу утлегаря. Крюйс-бом-брам-штаг устанавливали аналогично предыдущим штагам и набивали на эзельгофте нижней грот-мачты или на марсе.
Лось-шгаги вводят около XVII в. для усиления штагов и облегчения их работы. По толщине они были такими же, как и основные штаги; закрепляли их на топах огонами с кнопами.
Штаг-анапуть-блоки. На верхних концах фок-, грот- и бизань-штагов устанавливали анапуть-блоки. Коренные концы их шпрюйтов крепили на переднем крае марса. Шпрюйты набивали талями, присоединенными к анапуть-блоку.
1 - марс; 2 - шпрюйты анапуть-блока; 3 - анапуть - блок; 4 - тали; 5 - штаг. Шпрюйты предназначались для предохранения марселей от перетирания о штаги и зацепления за марсы. Во второй половине XVI в. они вышли из употребления, так как марсы стали меньше.
Ватер-штаг впервые появился на французских судах в конце XVII в. Он предназначался для противодействия тяги фока- и фор-стень-штагов и представлял собой тали, состоявшие из простого блока, закрепленного на княвдигеде гальюна, и двухшкивного блока под бушпритом. Коренной конец ватер-штага крепили на нижнем блоке и, продернув через шкивы обоих блоков, вели вдоль бушприта к обуху на форштевне, где и набивали. До этого бушприт крепился только найтовами и в степсе.
Ватер-штаги на старинных судах: а - английских; b - французских.
Ватер-штаги на английских судах проводили иначе: трос пропускали через отверстие в княвдигеде, затем в строп трехочкового юферса, сплеснивали оба конца и по всей длине ватер-штага на него накладывали несколько бензелей. Второй юферс был установлен на бушприте и вместе с первым служил для обтягивания ватер-штага.
До середины XIX в. ватер-штаги набивали талями на юферсах или штаг-блоках так, как было принято на английских судах; только вместо одного ватер-штага ставили три или дополнительно заводили ватер-лось-штаг. Позднее ватер-штаги начинают изготовлять из цепей и набивать их штаг-блоками или винтовыми талрепами. Последние крепят непосредственно к княвдигеду.
- Штаги представляли собой толстые пеньковые тросы, расположенные в диаметральной плоскости судна и поддерживавшие мачты и стеньги спереди.
- Зачастую на крупных судах некоторые штаги дублировались более тонкими тросами под названием «лось-штаги».
- Верхние концы этих снастей крепили на топе соответствующего рангоутного дерева большой петлей (трос пропускали через огон на его конце). От затягивания петлю предохранял мусинг специальное утолщение на штаге, образованное несколькими продольными и поперечными оплетками.
- Части штагов, которые соприкасались с мачтами, клетневали, чтобы защитить от трения. нижней части ватер-штага. Не забывайте, что штаги крепили на топах мачт и стеньг после установки вант, бакштагов и фордунов.
- Натягивался штаг с помощью талрепа, проведенного через два штаг-юферса.
- Один из этих блоков крепился на нижнем конце самого штага. Второй, нижний, штаг-юферс с помо-щью специального крага крепился к стоявшей впереди мачте или бушприту.
- Сам краг изготавливался из троса того же диаметра, что и штаг. для имитации огонов при этом подойдет тот же способ, который использовался при вязании выбленок.
Рис. 378. Натяжное устройство со штаг-блоками для обтягивания штага. 1 — штаг-блок, или штаг-юферс; 2 — штаг; 3 — штаг-юферс с металлической оковкой; 4 — талреп.
Рис. 380. Крепление фока-штагов на бушприте парусного судна XIX в. 1 — бушприт; 2 — утлегарь; 3 — левый фока-штаг; 4 — правый фок а-штаг; 5 — штаг-блоки для ватер-бакштагов; 6 — штаг-блоки дли ватер-штагов; 7 — талреп штаг-блоков. Рис. 381. Крепление бизань-штага на грот-мачте. 1 — грот-мачта; 2 — метал-лический бугель с рымом; 3 — коуш со скобой; 4 — бизань-штаг.
Рис. 381. Крепление биpань-штага на грот-мачте. 1 - грот-мачта; 2 - металлический бугель с рымом; 3 - коуш со скобой; 4 - бизань-штаг.Штаг-блоки ввязывают в штаг при помощи плоских бензелей; ниж¬ние блоки кренят на палубе к обухам. На клиперах грота-штаги не имеют талей, и их коуши, ввязанные в огоны, непосредственно крепят на обухах с обеих сторон от фок-мачты (рис. 379).
Фока-шгаги. Два фока-штага заводят так же, как и грота-штаги. Если судно было небольшим и фок-мачта стояла близко к носу, то штаг набивали талрепом на штаг-блоках, нижний из которых устанав¬ливали на бушприте (рис. 380) или закрепляли на недгедсах; в последнем случае нижний блок заключали в железную обойму и крепили на обухе. На современных парусных судах нижние концы парных фока-штагов не имеют талей и своими коушами крепятся на обухах.
Бизань-штаги. Применяют одинарные или парные бизань-штаги, в зависимости от размеров судна. Набивают штаг-блоками и крепят на палубе около грот-мачты на обухах. На современных парусных судах бизань-штаги не имеют талей и идут к обухам на палубу или к железному бугелю на грот-мачте. С бугелем их соединяют с помощью штаг- блока или коуша и скобы (рис. 381) .
Рис. 382. Установка стень-штага на стеньге современного парусника. 1 — стеньга; 2 — брам-стеньга; 3 — штаг. Рис. 383. Крепление нижнего конца крюйс-стень-штага.
Рис. 383. Стень-штаг. 1 — стень-штаг с огоном, образованным с помощью плоских бензелей; 2 — фордуны.
Рис. 385. Штаг-краг (петля на тоне мачты или стеньги). 1 — штаг-краг; 2 — огон; 3 — штаг-кноп; 4 — штаг.
Рис. 386. Грота-штаг. 1 — фок-мачта; 2 — бушприт; 3 — кница стандерс- индигета; 4 — гак кницы; 5 — штаг; 6 — краг- штаг; 7 — юферсы; 8 — опора краг-штага; 9 — утка для крепления стаксель-галса.
Рис. 387. Фока-штаг и фор-лось-штаг английского типа.
Рис. 388. Бизань-штаг английского типа. Рис. 389. Грот-стень-штаг.
Рис. 390. Проводка фор-стень-штага на бушприте: а — 1500 г.; b — 1600г.; с — 1650 г.; d — 1670-1680 гг.; е — 1690 г.; f — 1700г. 1 — бушприт; 2 — фор-стень-штаг; 3 — фор-стень-лось-штаг; 4 — тали.
Рис. 391. Крюйс-стень-штаг, XVII в.
Рис. 392. Штаг-анапуть. 1 — марс; 2 — шпрюйты анапуть блока; 3 — анапугь-блок; 4 — тали; 5 — штаг.
Рис. 393. Вязка штага и лось-штага.
Рис. 394. Сей-тали (штаг-тали). 1 — шкентель; 2 — огон шкентеля; 3 — оттяжка; 4 — тали; 5 — грота- штаг.
Рис. 395. Ватер-штаги на старинных судах: а - английских; b - французских.
Рис. 396. Бушприг, углегарь и бом-утлегарь парусного судна, середина XIX в. 1 — бушприт; 2 — утлегарь; 3 — бом-утлегарь; 4 — мартин-гик; 5 — двойной фока- штаг; 6 — двойной фор-стень-штаг; 7 — кливер-леер; 8 — фор-брам-штаг; 9 — бом- кливер-леер; 10 — фор-бом-брам-штаг; 11 — утлегарь и бом-утлегарь перты; 12 — ватер-штаги; 13 — утлегарь-штаг; 14 — бом-утлегарь-шгаг; 15 — бом-утлегарь бакштаг; 16 — утлегарь-бакштаг; 17 — усы бушприта; 18 — ватер-лось-штаг; 20 — найтовы бушприта — ватер-вулинги; 21 — цепной найтов утлегаря.
Рис. 397. Детали крепления вооружения бушприта парусного судна, середина XIX в. I — бушприт; 2 — утлегарь; 3 — эзельгофт; 4 — мартин-гик с усами или пятой; 5 — „бушприт-виолика”; 6 — усы бушприта; 7 — фор-стень- штаг; 8 — двойной фока-штаг; 9 — кливер-леер; 10 — ватер-лось-штаг; II — ватер-штаг; 12 — ватер-бакштаги; 13 — оттяжка уса бушприта; 14 — цепной найтов утлегаря; 15 — утлегарь и бом-утлсгарь-бак- штаги; 16 — перты.
Рис. 399. Утлегарь-штаги старинных судов: a - простой, середина XVIII в., b - с талями - конец XVIII в.; c - утлегарь и бом-утлегарь-штаги, проведенные к двойному "бушприт-выстрелу".
Рис. 400. Утлегарь, бом-утлегарь и мартин-гик парусного судна, XIX в. 1 — утлегарь; 2 — бом-утлегарь; 3 — утлегарь-штаг; 4 — бугель утлегарь—штага; 5 — утлегарь-бакштаги; 6 — перты; 7 — кливер-леер; 8 — фор-брам-штаг; 9 — бом-утлегарь-штаг; 10 — фор-бом-брам- штаг; 11 — бом-кливер-леер; 12 — мартин-гик; 13 — оковка, соединяющая бом-утлегарь с утлегарем; 14 — бом-утлегарь-бакштаги; 15 — бугельмартин-гика.
Рис. 401. Утлегарь-бак-штаги старинных судов. 1 - бушприт; 2 - утле-гарь; 3 - эзельгофт; 4 - ,,бушприт-виолина”; 5 блинда-рей; 6 - бакштаги (проведенные через кренгельсы на рее) ; 7 - фока- штаг; 8 - фока-лось-штаг; 9 - фор-стень-штаг; 10 фор-стень-лось-штаг; 11 - кливер-леер; 12 - бугель кливер-галса.