ПАРУСНЫЕ КОРАБЛИ - САМЫЕ КРАСИВЫЕ И ЗНАМЕНИТЫЕ!

Вид бесшумно скользящего по волнам белоснежного корабля вряд ли оставит кого-нибудь равнодушным!
8-906-703-03-16

ПАРУСНЫЙ КОРАБЛЬ УДИВИТЕЛЬНО КРАСИВ!

Для тех, кто интересуется историей парусного флота, кто влюблен в море и склонен к романтике...
8-906-703-03-16

МОДЕЛИ ПАРУСНЫХ КОРАБЛЕЙ - КУПИТЬ, ЗАКАЗАТЬ...

Персональный сайт мастера судомоделиста Михаила Молчанова.
К-446. Ракетный подны крейсет стратегического назначения

Гитовы и гордени корабля

Гитовы и гордени представляют собой простые тросы, прикрепленные к углам или шкаторинам паруса и предназначенные для его подтягивания к рею или мачте, т. е., как говорят моряки, для взятия паруса на гитовы и гордени.

Прямые паруса вооружают гитовами, бык-горденями и нок-горденями; латинские паруса, стаксели и кливера - только ниралами; трисели - верхними, коренными и нижними гитовами.

Гитовы и гордени нижних парусов

Рис. 440. Гитовы прямых парусов большого парусного судна типа клипера. I – с поставленными парусами; II – с убранными парусами (слева показано вооружение с двойными марселями и брамселями, справа – вооружение с двойными марселями и одинарным брамселем). 1– нижний рей; 2 – нижний марса-рей; 3 – верхний марса-рей; 4 – нижний брам- рей; 5 – верхний брам-рей; 6 – брам-рей; 7 – бом-брам-рей; 8 – гитовы; 9 – бык- гордени; 10 – нок-гордени; 11 – топенанты; 12 – гитовы верхнего марселя; 13 – риф-тали; 14 – шкоты; 15 – марса-шкот-тали; 16 – кофель-нагельная планка; 17 – гитовы верхнего брамселя.

Гитовы представляют собой двойные или одинарные гордени, которыми подбирали шкотовые углы паруса. На старинных судах неподвижный блок горденя крепили на ракс-бугеле, а подвижный – в шкотовом углу. Коренной конец снасти закрепляли на блоке ракс-бугеля, затем лопарь проводили к блоку в шкотовом углу, снова к неподвижному блоку и далее вниз к пяртнерсу мачты, где крепили на нагельной планке у мачты (рис. 440). На современных парусных судах гитов крепят на ноке рея, а неподвижный блок — на нижнем ушке оковки нока рея. Гитов ведут через блок в шкотовом углу и неподвижный блок на ноке рея через блок, укрепленный посредине рея или на ракс-бугеле, а затем вниз к пяртнерсу мачты (рис. 440).

Бык-горедни – это простые тросы, которые крепят к кренгельсам нижней шкаторины, ведут по передней стороне паруса – изнанке – вверх, через блоки на носовой кромке марса, а затем спускают вниз к пяртнерсу мачты, где закрепляют на нагельной планке. На современных больших судах бык-гордени проводят через беготки – деревянные направляющие кольца, пришитые к парусу, затем через маленькие блоки на леере рея, блоки под марсом и вант-клотни на вантах вниз к нагельной планке фальшборта (см. рис. 440).

Нок-гордени – это простые тросы, которые по одному крепят к боковым шкаторинам паруса. Их вели по передней стороне паруса, через блоки под марсом и далее вниз на нагельную планку фальшборта. На современных больших парусных судах нок-гордень проводят через блок на леере рея, блок под марсом и через вант- клотень на ванте к нагельной планке фальшборта (см. рис. 440).

Гитовы и гордени марселей

Нижние марсели, как и нижние паруса, имеют гитовы, на верхних марселях их нет.

Бык-гордени на старинных парусниках проводили или по одной, задней, стороне паруса – лицу – или по обеим сторонам. В последнем случае их крепили за нижний лик почти посредине паруса, вели вверх по его передней стороне до половины высоты, затем через отверстие в парусе пропускали на заднюю сторону, через блок на рее и оттуда к нагельной планке фальшборта.

На современных парусных судах бык-гордени марселей про¬водят по передней стороне паруса, как и на нижних парусах, через два блока на рее: один – над местом крепления горденя, а другой – посредине рея. Затем поднимают вдоль мачты вверх, ведут через блок под салингом, а оттуда вниз к нагельной планке фальш–борта через вант-клотни на вантах. На больших парусниках бык- гордени марселей проводят так же, как бык-гордени нижних парусов (см. рис. 440).

Нок-гордени ставят только на больших парусных судах на нижних марселях. Их соединяют с бык-горденями.

Гитовы и гордени брамселей и бом-брамселей

Гитовы имеются на нижнем брамселе, на верхнем их нет. Гитовы бом- брамселей являются простыми горденями.

Бык-гордени нижних и верхних брамселей и бом-брамселей проводят так же, как и на остальных парусах.

Нок-гордени на нижних и верхних брамселях отсутствуют. Парусные суда с одним брамселем имели нок-гордени, заведенные так же, как и нок-гордени на других парусах. Бом-брамсели на больших парусниках имеют нок-гордени, в некоторых случаях они соединяются с бык-горденями (см. рис. 440).

Гитовы кливеров и стакселей

Нирал — единственный гитов этих парусов. Проводка его несложна: верхний конец нирала с помощью двойного гака – храпцев – или кнопа закрепляют в фаловом углу паруса, ведут вниз через одну или две беготки, укрепленные на леере или штаге и, как правило, крепят у основания мачты (см. рис. 411 и 412).

Гитовы триселей и галф-топселей

Рис. 441. Бегучий такелаж триселя (вид с лицевой и изнаночной сторон). 1 – бизань-мачта; 2 – трисель-мачта; 3 – дирик-фал; 4 – гафель-гардель; 5 – сегарсы; 6 – гафель; 7 – бизань-гик; 8 – гика-топенанты; 9 – гика-шкот-тали; 10 – флаг-фал; 11 – эренс-бакштаги; 12 – трисель-галс-тали; 13 – трисель-шкот; 14 – верхние гитовы; 15 – коренной гитов; 16 – нижние гитовы.

Верхние гитовы крепят к верхней половине задней шкаторины паруса, проводят через блоки, установленные под гафелем и его усами, и далее к основанию мачты, где закрепляют на мачте или нагельной планке.

Коренные гитовы крепят посредине задней шкаторины паруса, ведут через блок под усами гафеля, далее вниз и закрепляют там же, где и верхние гитовы.

Нижние гитовы крепят на нижней половине задней шкаторины, про¬водят через блок, прикрепленный к сегарсу паруса, и далее вниз к на¬гельной планке или на мачту (рис. 441).

Если трисель ходит по погону гафеля, то его вооружают ни- ралом и нижними гитовами, проводят так же, как показано выше (см. рис. 413).

 

 

 

 

 

 

Рис. 442. Гитовы и гордени прямых парусов старинного судна. 1 – гитовы нижнего паруса; 2 – гитовы марселя; 3 – гитовы брамселя; 4 – ванта; 5 – битенг; 6 – бык-гордени нижнего паруса; 7 – нок-гордени нижнего паруса; 8 – бык-гордени марселя; 9 – нок-гордени марселя.

Гитов галф-топселя крепят в шкотовом углу паруса, проводят через беготку посредине нижней шкаторины, затем через блок в фало- вом углу и далее вниз на нагельную планку у мачты.

Бермудские паруса имеют лишь простые ниралы.

Гитовы и гордени старинных судов

Паруса на старинных судах тоже имели гитовы, нок-гордени и бык-гордени, а именно: латинские паруса, стаксели и кливеры – ниралы; паруса трапециевидной формы – такие же гитовы, как и трисели современных парусников.

Гитовы и гордени нижних парусов

В каждом шкотовом углу есть свой гитов. Его коренной конец крепят на рее недалеко от мачты, ведут к блоку в шкотовом углу паруса, затем снова к рею. После этого гитов проводят через блок, находящийся вбли¬зи места крепления коренных концов, и через блок, закрепленный на вантах, вниз, где крепят на утке или нагеле у фальшборта. На английских судах лопарь проводят вдоль мачты на ее нагельную планку (рис. 442).

 

 

 

 

 

 

Рис. 443. Гордени нижних парусов старинных судов: а – бык-гордени, XVII XVIII вв.; b – нок-гордень со шпрюйтами и анапуть-блоками, XVII в.

Бык-горденей четыре: по два на каждой половине паруса. Первый (ближе к краю) бык-гордень крепят на нижней шкаторине, почти рядом со шкотовым углом, и ведут вдоль нее через несколько коушей, затем по передней стороне паруса поднимают вверх, проводят через блок на рее и другой блок под салингом марса и далее вниз на нагельную планку у мачты. Второй бык-гордень (ближе к середине) от нижней шкаторины ведут вертикально вверх и далее так же, как первый бык-гордень (см. рис. 442).

Проводка бык-горденей на английских судах показана на рис. 443, а.

Нок-горденей тоже четыре: по два на боковых шкаторинах. Первый крепят на боковой шкаторине посредине паруса на шпрюйте булиня, второй – несколько выше. Затем нок-гордени проводят через одношкивные блоки на рее и через двухшкивный блок на салинге марса и вниз, где крепят на нагельной планке у мачты (см. рис. 442 и 443).

Гитовы и гордени марселей

Гитовы крепят в шкотовом углу паруса, проводят через блок на рее и через блок на марсе, затем спускают рядом с нижними вантами вниз, ведут через блок, закрепленный на крайней ванте, и крепят на утке фальшборта (см. рис. 442) .

Бык-гордени проводят так же, как и гордени на нижнем парусе. Лопари горденей ведут через блоки, установленные на краспицах салинга, и через блок на огоне штага. Затем их пропускают через марс и коуши на швиц-сарвенях и крепят на нагельной планке у основания мачты (см. рис. 442).

Нок-гордени крепят там же, где и нок-гордени нижних парусов. Их лопари, пропустив через блоки на краспице салинга, ведут через блок, установленный на огоне стень-штага, затем вдоль мачты вниз, через марс, коуши на швиц-сарвенях и крепят на нагельной планке у основания мачты (см. рис. 442).

Гитовы и брамселей

Гитовы крепят в шкотовых углах паруса, проводят через блок на рее и через коуш на краспице салинга, затем через марс и крепят рядом с гитовами марселя (см. рис. 442).

Гитовы и гордени блинда и бом–блинда

Гитовы блинда от шкотовых углов паруса проводят через два блока, один на блинда-рее, а другой на бушприте, затем через направ¬ляющие блоки ватер-вулинга бушприта и крепят на носовых релингах.

Бом-блинда-гитовы проводят через блок на рее, затем через коуш (или блок) на „бушприт-виолине”, через направляющие блоки ватер- вулинга бушприта к носовым релингам.

Бык-гордени блинда проводят так же, как бык-гордени марселя. Гордени ведут через ватер-вулинг бушприта и крепят на релингах носа. Бом-блинд, нижние брамсели, верхние брамсели, крюйсель и крюйс- брамсель не имеют ни нок-, ни бык-горденей, а только гитовы (рис. 444).

Гитовы бизани

У бизани пять или шесть гитовов, которые крепят к задней шка¬торине паруса, затем проводят через блоки, установленные вдоль рея, и закрепляют у основания бизань-мачты. Заметим, что нижний гитов бизани называют „двойным” (рис. 445).

 

Рис. 444. Гитовы блинда и бом-блинда. 1 – блинда-рей; 2 – бом- блинда-рей; 3 – гитов блинда; 4 – гигов бом- блинда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 445. Гитовы бизани: а – с анапуть-блоками, ХУ-ХУ1 в.; b – упрощенные, XVI в.; с - XVII в.

 

 

 

 

Гитовы бом-блинда-бовена проводят так, как показано на рис. 446.

Рис. 446. Гитовы бом-блинда-бовена.

 

БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ ДОБАВОЧНЫХ ПАРУСОВ

Фалы. Ундер-лисель имеет два фала: внешний и внутренний, при¬крепленные к лисель-спиртам. На марса- и брам-лиселях — по одному фалу. Крепят их на нагельной планке у основания мачты (см. рис. 312 и 313).

Шкогы и галсы. Шкоты лиселей простые, их ведут от шкотовых углов паруса вниз к нагельной планке фальшборта. Галсы тоже простые и работают, как брасы (см. рис. 312). Добавочные паруса старинных судов имеют аналогичные такелаж и проводку (см. рис. 312).

ВООРУЖЕНИЕ МОДЕЛИ ТАКЕЛАЖЕМ

Вооружение модели такелажем представляет определенные трудности, поэтому в данном случае очень большое значение имеет опыт судомоделиста.

После того как будут установлены мачты на модели, можно вооружать их стоячим такелажем. Ванты ставят парами: одну пару на правый борт, другую на левый. Юферсы ставят с помощью шаблонов (см. рис. 354, b), которые изготовляют из стальной проволоки. Положив пару вант на мачту, вставляют шаблоны в юферсы вант-путенеов и вант-юферсы; предварительно юферсы вант- путенсов должны быть укреплены на руслени. Закрепляют вант- юферсы на вантах и, поставив временную связку между вант- юферсами и юферсами вант-путенсов, снимают шаблоны с вант, затем переходят к следующей паре ванг и т. д. После установки вант и их выравнивания приступают к вооружению юферсов. Для этого через их отверстия пропускают лопари (см. рис. 359). Выбленки вяжут из тонкого шнура или хлопчатобумажной нити: продевают их в иглу и выполняют узлы так, как показано на рис. 364, Ь. Для того чтобы расстояния между соседними выбленками были одинаковыми, по вантам снизу вверх передвигают бумажный шаблон.

Установив стоячий такелаж (включая штаги), проводят бегучий такелаж в следующем порядке: фалы реев, брасы, шкоты, галсы и, наконец, после того как будут закреплены паруса на реях, гитовы. Заметим, что реи ставят на мачты без парусов.



  • Бегучий такелаже корабля. Первичные элементарные знания. О. Курти "Постройка моделей судов" Энциклопедия судомоделизма, 1977, стр. 326-356 - Бегучий такелаж служит для управления рангоутом и парусами. Различают: Бегучий такелаже || Фалы || Брасы || Дирик-фал || Шкоты || Галсы || Булини || Гитовы ||
  •