ПАРУСНЫЕ КОРАБЛИ - САМЫЕ КРАСИВЫЕ И ЗНАМЕНИТЫЕ!

Вид бесшумно скользящего по волнам белоснежного корабля вряд ли оставит кого-нибудь равнодушным!
8-906-703-03-16

ПАРУСНЫЙ КОРАБЛЬ УДИВИТЕЛЬНО КРАСИВ!

Для тех, кто интересуется историей парусного флота, кто влюблен в море и склонен к романтике...
8-906-703-03-16

МОДЕЛИ ПАРУСНЫХ КОРАБЛЕЙ - КУПИТЬ, ЗАКАЗАТЬ...

Персональный сайт мастера судомоделиста Михаила Молчанова.
К-446. Ракетный подны крейсет стратегического назначения

Школы корабля

Шкоты — это снасти, которыми тянут шкотовый угол паруса к корме.

Шкоты нижних парусов состоят из двойных или одинарных горденей. Если гордени двойные, то коренной конец шкота крепят в рыме на релинге, а лопарь шкота проводят через блок, укрепленный в шкотовом углу паруса, через шкив-гат со шкивом в фальшборте и закрепляют на утке, бортовом или обычном кнехте (рис. 429, а).

Шкоты нижних марселей - это простые тросы или цепи (последние применяют на больших парусных судах). От шкотового угла их бедут через шкив-гат со шкивом на ноке нижнего рея, затем через двухшкивный блок, укрепленный на середине рея, к основанию мачты, и через блок на битенг.

Шкоты верхних марселей обычно глухие, прикрепляют их к рею при помощи скоб или специальных железных „вилок” (рис. 429, b).

Рис. 429. Шкоты прямых парусов: а – нижнего паруса; b – нижний марса–шкот; с – верхний марса-шкоn. 1 – рей; 2 – шкив-гат со шкивом; 3 – цепной шкот; 4 – битенг–балка; 5 – гордень; 6 – двухшкивный металлический блок для шкотов.

Шкоты брамселей и бом-брамселей, как и шкоты нижних марселей, проводят к основанию мачты, где закрепляют на битенгах.

Трисель-шкоты и галф-топсель-шкоты. Шкоты триселей представ¬ляют собой двойные или простые гордени. Если гордени двойные, то коренной конец шкота крепят на ноке бизань-гика, проводят через блок в шкотовом углу паруса, затем через шкив в шкив-гате-гика и закрепляют на утке бизань-гика. Если применяют простые гордени, то шкот от шкотового угла ведут через шкив в шкив-гате гика и крепят на утке бизань-гика (рис. 430, а).

 

 

 

 

Рис. 430. Трисель–шкот (а), кливер–шкот (b) и кливера на железном судне (с) : I – шкентель с коренным бензелем; II – шкентели шкотов. 1 – бом-кливер; 2 – кливер; 3 – фор–стаксель; 4 – фалы; 5 – кливер– и бом–кливер–шкоты; 6 – фор – стаксель-шкот; 7 – бушприт; 8 – кливер– и бом– кливер–ниралы.

Шкоты кливеров и стакселей. У этих парусов по два шкота: по одному на каждый борт. На небольших парусных судах шкоты состоят из троса, закрепленного в шкотовом углу паруса при помощи коренного бензеля. Если парус большой (фор-стеньги-стаксель или большой стаксель), то в шкотовых углах паруса крепят шкентели, к которым при соединяют простые или двойные гордени. При этом коренной конец шкота крепят на фальшборте или баке, на битенге (см. рис. 411 и 430, b и с).

Эренс-бакштаги и бизань-гика-шкоты. Двое эренс-бакштагов, которые представляют собой простые или двойные гордени, удерживают гафель с боков.

Бизань-гика-шкоты служат для удержания бизань-гика с боков и состоят из двух талей, закрепленных на бугеле гика-топенантов на ноке гика (см. рис. 297 и 298).

Шкоты старинных судов

Рис. 431. Шкоты нижних прямых парусов судов XVII (а) и XVIII в. (b).

 

Грота-шкоты крепили на рымах с внешней стороны борта, на бархоутах, затем проводили через блоки в шкотовом углу паруса, через блок, установленный на наружной стороне борта, далее через шкив-гат со шкивом у квартердека и закрепляли на утке „с лапками”, находящейся на фальшборте у грота-вант (рис. 431 и 432).

Фока-шкоты вооружали так же, как и грота-шкоты. Во второй половине XVIII в. лопарь шкота стали крепить на утке второй палубы, под шкафутом.

Бизань-шкоты крепили на стропе блока у основания флаг¬штока, проводили через блок в шкотовом углу паруса, затем снова через первый блок к утке на гакаборте.

Грог-марса-шкоты крепили в шкотовых углах паруса при помощи простых кнопов, проводили через двойной блок на ноке рея (через него проходил и топенант), затем через блок на середине рея и перед мачтой спускали вниз на битенг или на „мачтовый” кнехт второй палубы. Закрепляли шкоты на верхних концах битенгов, предварительно проведя через его второй шкив. (Мачтовый кнехт, подобно „фаловым” битенгам, состоял из двух вертикальных столбов со шкивами, крепко связанных с набором судна и стоявших перед нижней мачтой, и поперечной балки).

Рис. 432. Шкоты прямых парусов судов XVII-XVIII вв. 1 — шкот нижнего паруса; 2 — марса-шкот; 3 — брам-шкот; 4 — битенг для крепления шкотов.

Фор-марса-шкоты проводили так же, как и рассмотренные грот-марса-шкоты, только мачтовый кнехт, на котором их крепили, находился на баке.

Крюйс-марса-шкоты проводили аналогичным образом: пропустив через блок у основания мачты, шкот крепили на утке квартердека (см. рис. 432).

Фор-, грот- и крюйс-брам-шкоты, а также бом-брамсель- и трюмсель-шкоты это тросы, которые использовали и как топенанты (см. рис. 432).

Блинда-шкоты. На ноках блинда-рея крепили длинные шкентели, в концы которых были вплеснены блоки. Шкот, коренной конец которого крепили вблизи коренного конца фока-шкота, проводили через блок шкентеля, затем через шкив в шкив-гате рядом со шкивом, через который проходил фока-шкот, закрепляли на второй палубе, на утке внутри фальш-борта.

Рнс 433. Блинда-шкоты.

 

 

Рнс 433. Блинда-шкоты.

Бом-блинда-шкоты одновременно работали и как топенанты блинда- рея (см. рис. 406 и 433).

Стаксель-шкоты представляли собой двое талей с блоками. Два верхних блока были закреплены в шкотовом углу паруса, а два нижних — на палубе. Лопарь крепили на утке, стоящей на палубе рядом с блоком. На меньших стакселях ставили шкоты в виде простых тросов или горденей (рис. 434).

Кливер-шкоты. Они были такими же, как шкоты стакселей, и состояли из двух тросов, закрепленных на утках бака или под фока-вантами (рис. 435).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 434. Шкоты и галсы стакселей старинных судов: а - грота-стаксель; b - грот- стеньги-стаксель; с — грот-брам-стаксель; d - бизань-стаксель; е — крюйс-стеньги- стаксель; f - крюйс-брам-стаксель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 435. Кливер-шкоты и кливер-галсы старинных судов: а - бом-кливер; b - кливер; с - средний кливер; d - фор-стеньги-стаксель.

 

 

 

 



  • Бегучий такелаже корабля. Первичные элементарные знания. О. Курти "Постройка моделей судов" Энциклопедия судомоделизма, 1977, стр. 326-356 - Бегучий такелаж служит для управления рангоутом и парусами. Различают: Бегучий такелаже || Фалы || Брасы || Дирик-фал || Шкоты || Галсы || Булини || Гитовы ||
  •