Кливера

Парус корабл - это полотнище из грубой плотной ткани (парусины), воспринимающий давление ветра, и использующие эту энергию для движения судна.

На рисунке - комплект парусов судна Х1Х-ХХ вв.
2 - средний кливер;
3 - кливер;
4 - бом-кливер.

Кливера. Эти треугольные паруса ставят между фок-мачтой и бушпритом, иногда прямо на штагах или леерах, специально натянутых для них. Кливера появились в XVIII в.

Современные парусные суда, имеющие длинный утлегарь, могут нести следующие кливера: на фока-штаге - штормовой фор-стеньги- стаксель или фор-стаксель (последние поднимают во время шторма; в XIII в. в этих случаях ставили так называемый двойной парус или „штормовой кливер”);
на фор-стень-штаге - фор-стеньги-стаксель;
на леерах (средний кливер, кливер и бом-кливер.

Иногда применяют еще и шестой кливер, который ходит по фор-бом-брам-штагу.

При небольшом утлегаре парусные суда несли четыре кливера: фор-стеньги-стаксель, средний кливер, кливер и бом-кливер.

На тендерах и яхтах ставят особый кливер, нижний край которого имеет значительную длину. Такой кливер называют „генуя” (генуэзский стаксель).

Военные суда обычно несли четыре кливера: фор-стеньги- стаксель, или „малый кливер”; средний кливер, кливер, или„второй кливер”, или „фальш-кливер”; бом-кливер, или „третий кливер”.

 



  • Паруса. О. Курти "Постройка моделей судов" Энциклопедия судомоделизма, 1977, стр. 247 - 270. Классификация парусов: Гафельные паруса. || Кливера || Стаксели || Добавочные паруса || Штормовые паруса || Детали прямых парусов || Старинные паруса || Шпрюйты булиней || Детали латинских парусов || Детали гафельных парусов || Парус для моделей || Бонеты (на парусах)

     

  •