Гафельные паруса корабля

Парус корабл - это полотнище из грубой плотной ткани (парусины), воспринимающий давление ветра, и использующие эту энергию для движения судна.

См. Рис. Паруса: а - трисель и галф-топсель шхуны; b - бермудский; с - люгерный, или рейковый, парус - "третьяк”; d - „четвертак”; е - шпринтовый парус; f - трисель; g - трисель со свободной нижней шкаториной (без гика) ; h - билландер; i - гуари; l - спинакер.

Гафельные паруса. Имеют трапециевидную форму и разделяются на собственно гафельные паруса (трисели), галф-топсели, люгерные, или рейковые, и шпринтовые.

Трисель имеет форму неправильной трапеции, которая своим верх¬ним краем прикреплена к гафелю бизани, нижним - к бизань-гику и вертикальной стороной - к мачте или трисель-мачте.

Галф-топсель - треугольный парус, который своей нижней стороной крепится к гафелю бизани, а вертикальной — к стеньге. Трисели ставят на бизань-мачтах судов с прямыми парусами и на всех мачтах гафельной шхуны.

На тендерах трисель и галф-топсель в настоящее время заменены одним треугольным парусом, вертикаль¬ная сторона которого ходит вдоль мачты по специальному пазу или погону, а нижняя крепится к гику. Его ещё называют бермудским.

Люгерные, или рейковые, паруса являются особой разновидностью гафельных: верхняя сторона их крепится к маленькому рейку, фал которого закреплен на ’/з длины рейка, считая от переднего нока. Их так и называют „третьяки”. Передний нижний угол паруса натягивают по направлению к носу, а задний - по направлению к корме.

Есть и „четвертак”. Так называют люгерный парус, передний нижний угол которого крепится вблизи мачты, а фал — на ‘/4 длины рейка, считая от переднего нока.

Шпринтовые паруса - это четырехугольные паруса с острым задним ноковым углом, который растягивается диагонально поставленным штоком - шпринтовом. Нижний конец шпринтова упирается в стройку на мачте, а верхний — в задний ноковый угол паруса.

Раньше гафельные паруса делили на следующие: гафельные пару¬са с гафелем и гиком (паруса бригантин); гафельные паруса без гика; шпринтовые паруса, аналогичные вышеприведенным, называвшиеся также Пуап1а — по наименованию шпринтова; люгерные паруса, идентич¬ные „третьякам”, и билландеры, также похожие на „третьяки”.

Бил- ландер был главным парусом судов, которые англичане и голландцы использовали в качестве торговых. Это были двухмачтовые суда с па¬русом очень длинной трапециевидной формы, который висел на неболь¬шом рее.

К косым парусам относятся треугольные паруса: гуари и большие сферические спинакеры, устанавливаемые на носу при помощи выстрела - спинакер-гика - и используемые при попутном ветре (см. рис.). Этот парус дополнительный.

 



  • Паруса. О. Курти "Постройка моделей судов" Энциклопедия судомоделизма, 1977, стр. 247 - 270. Классификация парусов: Гафельные паруса. || Кливера || Стаксели || Добавочные паруса || Штормовые паруса || Детали прямых парусов || Старинные паруса || Шпрюйты булиней || Детали латинских парусов || Детали гафельных парусов || Парус для моделей || Бонеты (на парусах)

     

  •