Детали латинских парусов

Парус корабл - это полотнище из грубой плотной ткани (парусины), воспринимающий давление ветра, и использующие эту энергию для движения судна.

 

Рис. 325. Детали кливера.
1 - полотнище; 2 - подшивка; 3 - ликтрос; 4 - боуты; 5 - передняя шкаторина; 6 - задняя шкаторина; 7 - нижняя шкаторина; 8 - галсовый угол; 9 - ноковый угол; 10 - шкотовый угол; 11 - люверсы для крепления раксов; 12 - кренгельсы.

Латинские паруса шили из полотнищ парусины, они имели подогнутые кромки, обшитые ликтросом, и нашивки.

Шкаторина паруса, которая крепилась к рею (рю), называлась косой, кормовая - задней и последняя - нижней (рис. 325).

 

 

 

 

 

 

Рис. 326. Углы латинского паруса с кренгельсами:
а - фаловый;
b - галсовый;
с - шкотовый.

Верхний угол паруса называли фаловым, нижний передний - галсовым и нижний задний - шкотовым (рис. 326).

Так же называли детали стакселей и кливеров. Они ходили по штагам или леерам и кренились к ним при помощи деревянных или металлических раксов.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 327. Крепление кливеров и стакселей к штагам:
а - при помощи металлических раксов;
b - при помоцде слаблиня.
1 - леер; 2 - парус; 3 - сегерс; 4 - слаблинь.

Средний кливер, бом-кливер и стаксели могли присоедипять к лееру и штагу еще специальным тросом - слаблинем, проходившим через люверсы косой шкаторины паруса и огибавшим леер или штаг (рис. 327).

 




Рис. 328. Крепление латинских парусов при помощи слаблиня.

Латинские паруса на галерах и галионах крепили на реях тоже при помощи бегущего конца - слаблиня, проходившего через люверсы паруса и вокруг рея с затяжкой петель особым узлом (рис. 328).

 



  • Паруса. О. Курти "Постройка моделей судов" Энциклопедия судомоделизма, 1977, стр. 247 - 270. Классификация парусов: Гафельные паруса. || Кливера || Стаксели || Добавочные паруса || Штормовые паруса || Детали прямых парусов || Старинные паруса || Шпрюйты булиней || Детали латинских парусов || Детали гафельных парусов || Парус для моделей || Бонеты (на парусах)

     

  •