Шпрюйты булиней

Парус корабл - это полотнище из грубой плотной ткани (парусины), воспринимающий давление ветра, и использующие эту энергию для движения судна.

На рисунке Шпрюйты булиней: а - крепление шпрюйта булиня к парусу; b - шпрюйты булиней в XVII в.; с - шпрюйты булиней в XVIII в.
1 - парус; 2 - ликтрос боковой шкаторины; 3 - кренгельс; 4 - шпрюйты булиней; 5 - коуши; 6 - клевант на стропке для крепления булиня со шпрюйтом; 7 - блок; 8 - бонет.

Шпрюйты - это группа тросов, предназначенных для распределения силы натяжения на несколько точек. Для этого их равномерно распределяли по шкаторине паруса или концу, а в дальнейшем соединяли в один трос.

Шпрюйты булиней состояли из нескольких концов, проведенных к кренгельсам на боковой шкаторине паруса. Сам булинь предназначался для оттягивания передней боковой шкаторины прямого паруса, чтобы судно могло идти круто к ветру.

Для крепления булиня к шпрюйтам применяли короткий конец, скользивший по шпрюйту и заканчивавишйся клевантом, который заводили в огон булиня. На старинных судах шпрюйты булиней имели разные проводки.

 



  • Паруса. О. Курти "Постройка моделей судов" Энциклопедия судомоделизма, 1977, стр. 247 - 270. Классификация парусов: Гафельные паруса. || Кливера || Стаксели || Добавочные паруса || Штормовые паруса || Детали прямых парусов || Старинные паруса || Шпрюйты булиней || Детали латинских парусов || Детали гафельных парусов || Парус для моделей || Бонеты (на парусах)

     

  •